Метод Безоса: шестистраничные истории Процесс высокоскоростного принятия решений в Amazon включает
одно, на первый взгляд, нелогичное правило: Безос требует, чтобы сотрудники описывали
предлагаемуюими идею или решение в докладной записке объемом шесть страниц. Совещания
начинаются с того, что все участники сидят и молча читают эти шесть страниц. Такой
подход — «замедление ради ускорения» — оказывается чрезвычайно эффективным, и вот
почему.
Да, если вы хотите добиться быстрого роста, вы должны принимать
решения быстро. Однако при этом не должно страдать качество принятия решений, которое
должно быть вдумчивым и информированным, особенно если речь идет о решениях 1-го
типа.
Поэтому Безос намеренно замедляет этот процесс, дополняя требование
высокой скорости принятия решений требованием представить описание предлагаемых
идей на 6 страницах.
Докладная записка объемом 6 страниц — документ, в котором в форме
«истории» описывается новая идея и ход мыслей, приведший к ее возникновению. Другими
словами, это четкое изложение идеи или проекта, как если бы вы разговаривали с кем-то
и объясняли, что за этим стоит. Когда люди разговаривают друг с другом, они не говорят
пунктами и списками, поэтому цель — заменить «маркированные пункты» логичным, связным
повествованием. Описание идеи или проекта должно читаться как увлекательный рассказ
(к нему, безусловно, могут прилагаться данные и графики.)
Шестистраничная история — первый шаг в процессе изучения новой
идеи. Это может быть создание нового продукта, открытие нового направления деятельности
или внедрение нового процесса. В любом случае риск не терпит легкомысленного отношения,
поэтому каждая новая идея подвергается тщательному и глубокому анализу.
Автор идеи должен заглянуть в будущее и продумать все возможные
последствия ее реализации — как положительные, так и отрицательные. Уникальная особенность
шестистраничных историй в том, что Безос, верный себе, просит рассматривать ситуации
не под традиционным углом «если это сработает», а с прицелом на будущее, т. е.
«когда это начнет работать, произойдет то-то и то-то».
Решения 1-го типа не принимаются на ходу. Процесс написания и
затем чтения шестистраничных «историй» гарантирует, что все будут хорошо проинформированы
до принятия решения, одобрения тестирования и выделения ресурсов. Осмысление, которое
требуется для написания шестистраничной истории, помогает облечь идею в «плоть и
кровь» и детально ее проработать, что, в свою очередь, повышает шансы на «зеленый
свет». Amazon поощряет людей искать способы реализации своей идеи без финансирования
и дополнительных ресурсов, что требует находчивости и творческого подхода.
В Amazon почти ни одно решение не принимается без записки с описанием
идеи: для важных решений обязательны полноценные шесть страниц; для менее важных
решений может быть достаточно одной-двух. Суть в том, что, прежде чем выносить свою
идею на обсуждение, ее необходимо тщательно продумать.
Такие шестистраничные записки позволяют всем увидеть одну и ту
же картину, прийти к общему видению. Что касается авторов, то написать связную историю
гораздо сложнее, чем подготовить презентацию в PowerPoint со слайдами и маркированными
списками, это требует ясности мысли и четкой логики.
Если идея не сработает, любой сотрудник может вернуться к первоначальной
записке и попытаться понять, что именно они упустили. Таким образом, шестистраничная
записка служит одновременно основой для предварительного анализа и основой для разбора
полетов.
Мы в Amazon не проводим презентации в PowerPoint и вообще
презентации на основе слайдов. Вместо этого мы пишем структурированные
шестистраничные докладные записки с описанием идеи. В начале каждого совещания
отводится время на своего рода «самоподготовку», когда все участники сидят и
молча читают такую записку. Понятное дело, качество этих записок сильно
разнится. Некоторым присуща такая кристальная ясность, что они подобны пению
ангелов: блестяще написанные, продуманные, они задают основу для высококачественного
обсуждения. Некоторые находятся на другом конце спектра.
Возьмем пример со стойкой на руках. Сразу становится
понятно, насколько вы соответствуете высоким стандартам: нетрудно изложить
критерии хорошо исполненной стойки на руках, но в итоге вы ее либо делаете,
либо нет. С докладными записками все обстоит иначе. Разница между отличной и
посредственной запиской довольно размыта. Крайне сложно детально изложить
требования по написанию отличной докладной записки. Тем не менее я вижу, что во
многих случаях люди очень похоже реагируют на превосходно составленные записки.
Они распознают их интуитивно. Это говорит о том, что высокие стандарты существуют,
они реальны, даже если их нелегко сформулировать.
И вот что мы выяснили в итоге. Довольно часто посредственная
записка свидетельствует не о неспособности автора соответствовать высоким
стандартам, а о его неверном представлении о требуемом объеме подготовки: люди
ошибочно полагают, что превосходную шести страничную записку можно написать за
день-два или даже за несколько часов, тогда как на самом деле это может занять
неделю или больше! Лучшие записки пишутся и переписываются по многу раз,
обсуждаются с коллегами, которые высказывают свои замечания, потом
откладываются на пару дней и правятся еще раз на свежую голову. За день или два
это сделать невозможно. Хорошая новость состоит в том, что эта проблема имеет
простое решение: можно объяснить, что отличная докладная записка требует неделю
и больше работы.
(Следует заметить, что традиционно в Amazon в докладной
записке не упоминается имя автора — она подается от всей команды.)
Безос, письмо
акционерам, 2017 г.
Как отмечает Безос, в одиночку составить отличную шестистраничную
записку почти невозможно — это требует коллективных усилий. Чем выше вы находитесь
в организационной иерархии, тем, как правило, шире опираетесь на помощь других людей.
Обычно руководители тратят на подготовку шестистраничной записки неделю и больше
— обсуждают ее с коллегами, анализируют их мнение, улучшают ее и прорабатывают каждый
аспект.
(Представить управленческой команде плохо написанную служебную
записку едва ли не худшее, что может случиться с менеджером в Amazon.)
Но затраченные на подготовку удачной шестистраничной записки
усилия с лихвой себя окупают. Помимо прочего, это значительно повышает продуктивность
совещаний и сокращает их количество. Подумайте сами: после того, как вы потратили
неделю или больше на проработку своей идеи, вы не будете на совещании переливать
из пустого в порожнее и постараетесь собрать только тех людей, от которых зависит
принятие решения. В Amazon действует введенное Безосом «правило двух пицц»: на совещании
должны присутствовать только те, кто имеет непосредственное отношение к рассматриваемому
вопросу, причем участников должно быть столько, чтобы им хватило двух больших пицц.
Первые полчаса каждого совещания проходят в тишине — все присутствующие
молча изучают очередную шестистраничную записку. Затем они делятся первым впечатлением
— старшие менеджеры обычно высказываются последними, после чего переходят к анализу:
задают вопросы, указывают на недостающие моменты, пытаются спрогнозировать потенциальные
проблемы.
Я искренне советую вам отказаться от PowerPoint и перейти к
таким [шестистраничным] запискам. Почему мы читаем их все вместе перед
совещанием? Знаете, руководители — как школьники. Они прекрасно умеют делать
вид, что прочитали записку, тогда как даже в нее не заглядывали. Понятное дело,
все мы — занятые люди. Поэтому мы выкраиваем полчаса времени в начале совещания,
чтобы каждый мог вдумчиво прочитать записку. Это очень эффективный подход.
«Заключительная беседа с Джеффом Безосом», Форум по лидерству,
2018 г., Президентский центр Дж. У. Буша, Южный методистский университет
Вот что говорит об этом подходе заслуженный инженер и вице-президент
Amazon по робототехнике Брэд Портер:
"Только представьте, что вы приходите на совещание, где каждый
хорошо подготовился к обсуждению вашего предложения. Все присутствующие изучили
контекст вашего бизнеса, разобрались в его основном механизме и в основах принятия
вами решений.
Представьте, что вас не прерывают частыми вопросами, не
просят что-то разъяснить. Что перед совещанием вам не нужно «переговорить» с ключевыми
лицами, от которых зависит решение, и заручиться их поддержкой. Что руководители
компании имею глубокое представление о вашей сфере деятельности, могут взглянуть
на нее с вашей точки зрения, а не утверждают, что «знают лучше». Что у вас есть
возможность изучить ключевые данные, лежащие в основе предложения, а не полагаться
на чужой анализ данных и выводов, не зная, как к ним пришли. Разве это было бы не
здорово? Именно так проходят совещания в Amazon, и это фантастика".
Инструкция по написанию
шестистраничной истории Когда Сэнди Картер, вице-президент Amazon Web Services, пришла
в Amazon, ей пришлось учиться писать шестистраничные докладные записки. Чтобы облегчить
себе задачу, она составила короткую инструкцию с перечислением основных элементов,
входящих в записку.
Итак, вот основные шаги по написанию шестистраничной записки
по правилам Amazon (комментарии в скобках мои):
Напишите пресс-релиз (составляйте пресс-релиз так, чтобы его можно было опуб ликовать после внедрения вашей идеи, когда вы расскажете людям о своем проекте и о его важности). Ответьте на «часто задаваемые вопросы» (подумайте, какие вопросы вам могут задать, и заранее напишите ответы). Опишите «Взаимодействие пользователя с системой» (объясните, как это работает для клиентов). Составьте «Руководство по эксплуатации» (объясните, как это работает для компании). Ответьте на следующие вопросы: Наши клиенты — кто они? С какой проблемой они сталкиваются? Какую возможность хотят получить? В чем состоит наиболее важное преимущество для клиентов? (Достаточно назвать одно преимущество, но по-настоящему значимое.) Что действительно нужно нашим клиентам? (Приведите данные в поддержку проекта.) Каким будет клиентский опыт? (Спрогнозируйте, как на это отреагируют клиенты.) Читайте также:
Тормозит сайт: сколько вы на этом теряете и как это исправить
Как разобраться с автоматизацией бизнес-процессов без бутылки. Опыт коньячного завода
С чего начинал самый богатый человек в мире: на заре бизнес-империи Джеффа Безоса
Зачем руководители раскрывают зарплаты своих сотрудников