Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
😼
Выбор
редакции
2 497 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Ваши сотрудники воруют чаще клиентов: за каким товаром тяжелее всего уследить бизнесу

Основатель бренда Benza Михаил Колесников для Spark написал о проблеме воровства сотрудников.

Основатель бренда Benza Михаил Колесников

Люди привыкли считать, что кражи — это только про розницу. Оберегая бизнес от нечестных на руку клиентов, руководитель не подозревает об угрозах внутри команды. Всемирная Ассоциация сертифицированных экспертов по злоупотреблениям (ACFE) подсчитала — в прошлом году мошенники в компаниях присвоили примерно $3,7 трлн. 80% воровства приходится на персонал.

Товары с прилавков


Аналитики Checkpoint Systems подсчитали убытки российского ритейла, виной которым стали сотрудники. Около 1.1% оборота компаний «сгорает» от воровства или некомпетентности. В мире убытки от шоплифтеров все еще превышают потери от краж сотрудников. Однако последние все же наносят значительный ущерб компаниям.

Национальная федерация розничной торговли (NRF) подсчитала, что в мире средняя потеря на нечестного сотрудника составляет $1203,16. Если шоплифтеры «выносят» товар понемногу и часто, то служащие совершают масштабные рейды на продукцию. Товары выносят как в конце рабочего дня, так и из складов. Часто в хищениях замечены не только продавцы, но и грузчики, кассиры, охранники и другой персонал. В преступный сговор могут подключиться и покупатели, вынося товар через фиктивный возврат.

Решение

Большинство малых предприятий «вручную» отслеживают товар, занося записи на листах бумаги или файле на рабочем компьютере. Исследование KPMG выявило, что виной 71% краж в ритейле становится слабая система внутреннего контроля. Компании все также опираются на человеческий ресурс, предпочитая новых сотрудников технологиям.

В 2019 году динамика слабо сместилась. По данным опроса NRF, только 29,3% компаний выделяют новые ресурсы на технологии, когда как 17,3% заявили, что они нанимают охранный персонал. Внедрение умных технологий компьютерного зрения уже показывает положительные результаты. Использующие распознавание лиц ритейлеры сообщили о снижении числа краж в магазинах на 34%. Программы по типу FaceFist или алгоритмы в магазинах AmazonGo становятся главным препятствиям для краж не только среди покупателей, но и внутри компании.

Топливо


Банковский сектор все еще числится как самый густонаселенный мошенниками. Банки успешно выстраивают внутреннюю защиту, и тяжелые «бои» проходят на внешнем периметре при защите от проникновения. Однако по объему ущерба на первых местах — добыча полезных ископаемых и нефтегазовая сфера. Ежегодно компании теряют в среднем от полумиллиона долларов на кражах сотрудников. Занимаясь профильными задачами, компании спускают с рук не залитые доверху баки.

Каждая пятая АЗС недоливает топливо, а 9% компаний торгуют некачественным товаром. Однако мошенничество не заканчивается только заправочными станциями. Промышленные и лесозаготовительные предприятия, агрохолдинги и другие компании теряют до 50% топлива ежемесячно из-за мошенников внутри компании. Жидкий товар тяжело отследить и легко украсть.

Решение

Сегодня даже в крупных корпорациях многие процессы не автоматизированы и ведутся вручную. Ошибка или намеренное искажение цифр в журналах учета или ведомостях — обыденность. Для исключения рисков, компании используют ИТ-устройства — датчики уровня жидкости в баке и умные АЗС исключают риск постоянных потерь при использовании топлива. Автоматизированные системы учета выявляют разницу между принятым и использованным нефтепродуктом.

Интеллектуальная собственность


Сегодня каждая компания обладает цифровыми ресурсами. Вне зависимости от того, создает бизнес технологический продукт или нет. Менеджеры переписываются с клиентами в онлайн-чатах или с помощью электронной почты, дизайнеры хранят макеты на жестких дисках, ссылки на базы данных бороздят облачные сервисы. Аналитики из SearchInform зафиксировали кражи корпоративной информации у 52% российских компаний в 2015 году. Сотрудники присваивают инновационный софт, архитектурные макеты, эксклюзивные снимки, чертежи, базы данных клиентов и конфиденциальные данные коллег.

Юридически защитить цифровые данные сравнительно просто — достаточно грамотного юриста и подписанных штатными работниками документов. Однако если сотрудник все же похитил интеллектуальную собственность, обвинить будет не так просто. Компания будет вынуждена привлекать частных независимых экспертов для доказательств в суде. В случае с кражей технологий дела могут рассматриваться так долго, что сотрудник успеет стать полноценным конкурентом бывшего работодателя.

Решение

Модная тенденция молодых компаний — составление NDA. Пытаясь стать похожими на западных коллег, российский средний и малый бизнес подсовывает документ каждому новому сотруднику. Однако часто юристы не понимают, что договор о неразглашении конфиденциальной информации не работает на территории нашей страны без введенного режима коммерческой тайны. Если вы опасаетесь, что вашу интеллектуальную собственность похитит сотрудник, правильно составьте документы или наймите специалиста. Даже молодой амбициозный стартап должен выделить бюджет на грамотно составленные договора.

Пищевые продукты


В ресторанной индустрии на $600 млрд более $40 млрд ежегодно теряется из-за внутренних краж. Бармены не доливают напитки, официанты игнорируют скидки, а менеджеры жонглируют кассой. Часто мошенничество в ресторанах — результат сговора нескольких сотрудников. Один повар спрячет в куртке палку колбасы, а вся кухня — половину склада. Порции посетителей уменьшаются, а холодильники сотрудников — набиваются продуктами до отказа. В конечном счете, компания теряет не только деньги и товар, но и репутацию.

Часто сложность управляющего не в выявлении преступника, а в его увольнении. Если с официантами и барменами разговор короткий, то отказ от повара повлияет в целом на ресторан. От шеф-повара или су-шефа зависит не менее 50% бизнеса в российских заведениях.

Решение

Как и в случае с предыдущими товарами, похищение пищи происходит из-за человеческого фактора. Упущения менеджеров или намеренные кражи в ресторанном бизнесе постоянны. По данным KPMG, в 71% случаев мошенничества в российских компаниях происходят из-за слабого внутреннего контроля. Самый простой и очевидный способ — создать системы для мониторинга запасов, движения денежных средств и дебиторской задолженности. Сегодня существуют программы для раскрытия краж.

Читайте также:

Как выявить «золотой профиль сотрудника» с помощью целевой модели продаж

«Быть предпринимателем в России невыгодно»: почему закрываются магазины

Налоги для ИП: 7 вопросов эксперту

5 причин, по которым банк не откроет вам счет

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.