В чем заключается работа технического директора? Обычно я отвечаю отрывочно или углубляюсь в какой-то аспект профессии, который интересует меня в тот момент.
Мы с Федей уже почти месяц вместе составляем системный ответ на этот вопрос. Для командной работы мы завели личную базу знаний (что-то вроде своей википедии) в Notion . Мы храним там общие задачи, план и знания, которые собрали в ходе работы. Если заменить информацию о конкретном клиенте подробным описанием, зачем мы делаем тот или иной шаг — может получиться книга «как руководить разработкой в продуктовой компании».
Вот структура/оглавление, которые у нас сложились. Этот список можно использовать как основу чеклиста для стартапа или небольшой технологической компании.
Глава I: бизнес и процессы
Чего бизнес хочет от разработки? Важно не остановиться на конкретной хотелке «напрогайте нам X», а докопаться до бизнес-гипотезы, которую хотят проверить. Как построена работа над продуктом: кто преобразует гипотезу в задачу, как ставится задача разработке, доносится ли гипотеза до программиста, интересуется ли они ею? В здоровой продуктовой команде техническая экспертиза подключается на самом раннем этапе. Что происходит после запуска фичи? Анализируется ли результат? Понимают ли программисты, как они повлияли на бизнес? Как происходит планирование и приемка работы? Смотрим на четкость и ритмичность. Четкость: плохо — «мы тут что-то не особо хорошо описанное напланировали, о том успеем или нет — не задумывались», хорошо — «в понедельник у пользователей в продакшене появится X», нужны конкретные обещания и контроль их выполнения. Ритмичность: продуктовая работа — это почти всегда постепенное улучшение и очень редко — один героический забег. Чтобы система работала годами, ей нужна цикличность, с запланированными фазами «напряжение-расслабление».Глава II: люди Команда: в каком состоянии ребята, нравится ли им работа, нравятся ли коллеги, конкурентная ли компенсация? План развития ребят, 360 reviews, 1-1. Уникальность знания. Что будет, если сотрудник уволится или заболеет (bus factor)? Документация, стоимость погружения новых людей в проект.Глава III: технологии HR: достаточно ли мы рассказываем миру о том, хорошо ли у нас работать? Ведение профессионального блога, выступление на профильных конференциях. Operations: отказоустойчивость, масштабируемость, мониторинг, incident management, бэкапы, учения. Автоматизация процессов в разработке: среды разработки, деплой, откат, etc. Архитектура и код: модульность, связанность, тесты. Тесты: насколько велика вероятность сломать проект? Радость разработчика: насколько комфортно ребятам работать? Информационная безопасность: DDoS, дырки в коде, операционная безопасность, социальная инженерия. Проводим ли ли пентесты, есть ли баунти-программа, как реагируем на сообщения об уязвимостях? —
Федя шутит, что это — опасная книга, люди увидят, что работа довольно простая и платить нам за неё много денег необязательно. Я так не думаю, сложности с количеством клиентов нет, и кайф, что нам не стыдно открыть кухню. Получится самим улучшить ситуацию по нашей инструкции — отлично.
Проблемы, которые мы видим на рынке у разных компаний, — очень схожи. Но этот пост уже и так неприлично длинный, об этом — в следующий раз.
Источник
Читайте также:
Пять историй от бывшего технического директора Avito
Как небольшая компания из России помогает армии США, Google и UEFA моделировать реальный мир
Почему идеальный пользовательский опыт достигается при нулевом интерфейсе
Что общего у обезьян и пользователей соцсетей
Почему у одних соцсетей получилось стать сервисами, а у других никогда не получится