Главное Свежее Вакансии   Проекты
Комментируемое:
😼
Выбор
редакции
3 359 2 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как превратить надомную работу из недостатка в преимущество

Основатель «Школы траблшутеров» Олег Брагинский анализирует преимущества и недостатки удаленной работы и сервисов, которые помогают на нее перейти.

Во время всеобщей паники из-за коронавируса всё чаще звучат разговоры о переводе работников к занятости на дому. Сегодня мы со слушателем «Школы траблшутеров» Владиславом Черновым разберём плюсы и минусы, сравним практику, рассмотрим тенденции и постараемся превратить недостатки в преимущества.

Когда мощности магазинов загружены не полностью, и вы не можете влиять на продажи, остаётся один путь: снижение расходов. На первый взгляд это вынужденная мера, но посмотрим: может, она будет актуальна вдолгую и даст преимущества на несколько лет прогрессивным и грамотным новаторам.

Да, непривычно и неэффективно, такого раньше не было, но худшее, что можно сделать — надеяться и ждать лучших времён. Оставив всё по-прежнему, вы тратитесь на зарплату, теряете дисциплину, роняете мотивацию: обсуждаются цены на нефть, гречку, туалетную бумагу, когда кто-то присматривает работу постабильнее.

Насколько хватит вашего бюджета в этой ситуации, зависит от финансовой подушки. Но надо понимать, что после выхода из затишья, за дисциплину персонала придётся браться всерьёз. Другой вариант — перевод на удалённое взаимодействие. Главное — загрузить коллег по полной, дать инструкции и регулярно проверять.

Мировая практика показывает ежегодный рост количества удалённых сотрудников. Лидерами являются США — 39%, Япония — 33%, Европа — 18%: впереди Дания, Швеция, Нидерланды; отстают Чехия, Италия, Греция. В России значение приближается к 20%, хотя ещё четыре года назад было в пять раз меньше.

Минусы работы из дома: слабоощущаемый контроль сотрудников, трудности повышения квалификации и профессионализма, потенциальная утечка приватной информации, нехватка очного общения по рабочим вопросам, трудности поддержания корпоративной культуры, снижение производительности труда.

В России сложности добавляют часовые пояса и отсутствие юридических обязательств в удалённых регионах. К дисциплинарной и любой другой ответственности привлечь сотрудника сложно, а о компенсации ущерба в случае серьёзных нарушений речь вообще можно не вести — увольнением напугаешь не всех.

Выигрыш работодателя в среднем по стране при переводе на удалёнку составляет сотни тысяч рублей на сотрудника в год. При расчётах не учитывалось ни снижение заработной платы, ни переход на серые зарплатные схемы, ни ухудшение условий труда, ни привлечение иностранцев. За счёт чего такая экономия?

Нет необходимости предоставлять рабочее место и платить аренду, обеспечивать мебелью, техникой, канцелярскими товарами, кофе и булочками. По нормам охраны труда площадь рабочего места — не меньше 4,5 кв. м, плюс требования к освещению, температурному и шумовому режимам.

А знаете, сколько часов персонал реально работает в день? Нет, не восемь, как требуется по Трудовому Кодексу, а лишь четыре с половиной. Всё остальное — чай, кофе, перекуры, опоздания с обеда, обсуждение новостей, решение личных вопросов, ожидание распоряжений, выяснение отношений, корпоративная борьба.

Если смотреть по сферам деятельности, то доля удалёнщиков выше среди ИТ-работников. Они первыми оценили преимущества такой формы взаимодействия. Также много контентщиков, маркетологов, дизайнеров, эйчаров, аналитиков и администраторов. Попробуем этот опыт применить на благо и не растерять инсайты.

Большая часть данной сферы работает на заказчиков другого региона, многие на иностранные компании, а расходы несут в своей локации. Применяются: полная или частичная занятость, работа на несколько компаний и фриланс. Границы и языковой барьер стираются — в приоритете квалификация.

Общаются удалёнщики с коллегами в сети по нескольку раз в день. Среди преимуществ: экономия времени на дорогу, гибкий рабочий график, возможность путешествовать, нахождение в привычных условиях, отсутствие стесняющего дресс-кода и дистанцирование от токсичных коллег.

Недостатки — нехватка живого общения, обилие отвлекающих бытовых факторов, отсутствие понимания процессов компании, потеря вовлечённости. Нивелировать сложности помогут: современные методы управления и коммуникации, гибкая мотивация, возможность выбора лучших в своей сфере.

Важно чёткое оформление юридических документов при найме — нужно создать понимание, что сидя у себя дома на диване, кандидат будет работать в серьёзной компании. Отношение улучшают: трудовой договор, соглашение о неразглашении, официальная зарплата.

Строить взаимодействие помогают методики SCRUM. Удобна работа командами пять-семь человек, постановка задач на месяц вперёд. При нехватке общения важен не чёткий план, а сценарий действий. Отклонения не должны уводить в сторону от поставленных целей, хотя задержки и переделки неизбежны.

Необходимы еженедельные проверки сделанного, ежедневные созвоны с руководителем о выполненной работе по 15 — 20 минут, на которых отчитываются о результатах. В течение смены сотрудники пятёрок общаются между собой по сути проблем в комфортной для себя форме при любой разумной оказии.

На еженедельной планёрке большую часть времени стоит уделять мотивации, объяснению важности задач каждого и визуализации целостной картины. Без личного контакта в первую очередь падает корпоративный дух, взаимосвязь сотрудников и чувство плеча. Важно не допустить отстранённости.

Система даст сбои без правильной мотивации — оплата только за результат. Ни почасовая, ни фиксированная ежемесячная не сработают. Переход к новой реальности и привыкание к свободе займёт время. Сотрудник должен научиться соблюдать приоритет производительности перед домашними заботами.

Эффективность поднимут технологии. Среди сервисов ведения задач нет безусловных лидеров. Первые места принадлежат Jira — 37%, Email — 36% и Trello — 24%. Многие пользуются Telegram, Zoom и Skype. Сложные CRM и ERP системы на расстоянии не показали жизнеспособности из-за трудности внедрения и настройки.

Преимущества Jira — хорошая структура постановки задач, возможность отслеживать степень выполнения. Минус — неудобная мобильная версия. Trello — лёгкий интерфейс, чёткое распределение по задачам, целям и сотрудникам, удобно пользоваться со смартфона. Дополнить информацию можно таблицами Excel.

Сейчас самое время наладить процессы, избавиться от балласта, освоить новые формы взаимодействия. Выработанные навыки удалённой работы станут долговременными конкурентными преимуществами вашей компании. Учитесь быстрее остальных, чтобы раньше получить игнорируемые другими блага.

Читайте также:

Подборка решений для удаленной работы: от видеосвязи до виртуальной телефонии

Аптечка предпринимателя: как компании помогают бизнесу пережить пандемию и кризис

Антикризисный план «Додо Пиццы»

Biohazard! Эвакуируемся из офиса. Часть 2

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Первые Новые Популярные
Олег Косметон
Можно добавить сервисы виртуальных пространств, например, miro.com - незаменимы для коллективной проектной работы...
Ответить
Олег Брагинский
Олег, согласен! Спасибо!
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.