редакции Выбор
Два наблюдения продакта по итогам просмотра фильма Дудя
Посмотрел на днях фильм Дудя про Долину. Подчеркнул в нём три наблюдения, о которых хочу рассказать. Сегодня про то, что пользовательский опыт инертен, и как это сейчас использовать.
Пользовательский опыт инертен
Один из героев передачи рассказывал про то, что благодаря карантину аудитория Zoom выросла в 20 раз (10 млн —> 200 млн). Он сказал, что когда карантин отменят, не все пользователи останутся и продлят платные подписки, но многие останутся, так как пользовательский опыт инертен.
Что это значит?
Когда мы осваиваем новый продукт, мы с его помощью выполняем какие-то операции, которые начинают ассоциироваться с этим продуктом. У многих созвон будет ассоциироваться с Zoom, и другому продукту выбить эту ассоциацию будет непросто в силу инертности привычки.
Когда продукт в обычных условиях предлагает себя бесплатно или почти бесплатно, это выглядит странно и подозрительно. Когда же появляются внешние обстоятельства (карантин), и продукт в рамках этих обстоятельств предлагается бесплатно, — это выглядит благородно и вместо подозрений вызывает уважение. Пользователь уже приходит с запасом уважения к продукту: «Молодцы! Не бросили, вошли в положение».
Бесплатные подписки на кино, курсы и прочие приятности во время карантина — это вовлечение пользователей в продукт и формирование пользовательской привычки. А эта привычка инертна — когда продукт вновь станет платным, то многие (не все) пользователи останутся, не желая менять свою сложившуюся привычку. Многие останутся, даже если продукт по цене будет менее выгоден, чем аналоги. Максимально инертны пользователи бизнес-продуктов — бизнесу поменять продукт очень непросто: заточены процессы, обучены пользователи и т.п.
Лозунг подписок «Если не нравится — можете отказаться!» правдив лишь отчасти: отказаться можно, но не всегда хочется возиться с выбором нового продукта. В общем, самый лучший способ использовать сейчас инертность пользовательского опыта в целях роста продукта — вовлечь максимальное количество пользователей в свой продукт под благородным видом, а дальше инертность сыграет своё дело. Если продукт, конечно, обладает хотя бы какой-то пользовательской ценностью.