Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
😼
Выбор
редакции
1 454 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Информационная угроза: как отличить заказную кампанию от вирусного распространения

Чеклист для обнаружения неочевидных угроз репутации в инфополе от основательницы группы «Кагами» Светланы Подгорной.


С какими угрозами может столкнуться ваш бренд

Есть прямые угрозы, к которым мы более-менее готовы:

  • негативные отзывы;
  • прямые обвинения;
  • разоблачения и «сливы»;
  • фейковые аккаунты;
  • упоминания на «сливных» ресурсах (Компромат.ру и т.п.).

Это стандартные и привычные триггеры, которые все привыкли отслеживать. Но есть и неочевидные, но от этого не менее опасные и вредоносные угрозы:

  • Сам факт появления информации. Например — о планах выхода на IPO.
  • Нетипичная или личная информация. Персональные данные: номер телефона, скан документов, фото в «нежелательной» компании или «взрыв из прошлого» недавно назначенного государственного служащего.
  • Негатив или недостоверная информация в поисковой выдаче, когда по поисковому запросу находятся не только официальные аккаунты и публикации в СМИ, но и ссылки на негативные отзывы и компрометирующую информацию (часто недостоверную).
  • Гражданская активность. Петиции, публичные обращения и протесты против деятельности компании или ее руководителя.

Кейсы в видео — на 1:13.

Как очевидные, так и неочевидные угрозы можно вовремя обнаружить и попытаться нивелировать только если вы мониторите полное медиаполе. Интеллектуальный мониторинг 360 должен обеспечивать не только полноту источников, то есть «видеть» одновременно СМИ, социальные медиа, Telegram-каналы, отзовики, видеохостинги и т.д., но и разные типы контента: текст, видео, аудио, изображения, хэштеги и др.

Какие индикаторы помогают распознать наличие информационной угрозы?

  • Увеличение информационного потока, появление «пиков». Это хорошо считывается на графике динамики количества сообщений в аналитической системе.
  • Изменение структуры тональности, рост негатива и/или агрессии. Динасика тональности видна в сводном отчете темы мониторинга. Система Brand Analytics также выявляет сообщения с агрессией.
  • Уплотнение ядра слов и ссылок, связанных с объектом мониторинга, за счет появления новых. Легко выявить, используя функцию «облака слов». В Brand Analytics также есть «Облако юрлиц», выделяющее из потока названия компаний и брендов. Появление новых, нетипичных для вашего потока слов обычно сигнализирует о формировании информационной волны, и у вас появляется возможность «поймать» ее в самом начале.
  • Рост вовлеченности (количества лайков, комментариев, репостов) — свидетельствует о том, что ваш объект бурно обсуждают в соцмедиа. Особенно должен насторожить рост количества комментариев и репостов.
  • Появление нетипичного контента. Например, обычно в вашем потоке немного видео, но вдруг появляется по 50 новых роликов в день.
  • Новые «подсказки» в поисковике иногда обнаруживают то, что еще не видно в мониторинге, но уже интересует людей.
  • Спам-сообщения — используются для подогрева внимания к негативной информации, т.к. увеличивают охват и поднимают информацию в поисковой выдаче.

Вирус или заказная кампания?

Если негатив уже выплеснулся в медиаполе, важно в самом начале понять, с чем вы имеете дело: вирусным распространением или заказной кампанией.

Не всегда мощный всплеск негатива — результат чьего-то злого умысла. Часто это следствие события, которое настолько «зацепило» пользователей соцсетей, что они начали обсуждать (и осуждать) вас по доброй воле, без «заказа».

Признаки вирусного распространения негатива

  • Инсайдерская или «контактная» органика — негативный опыт реального взаимодействия людей с вашим объектом мониторинга.
  • Более 20% репостов содержат авторский комментарий.
  • Семантическое ядро сообщений разрежено, нет четких трендов, в обсуждении используются разные слова, а не формулировки «под копирку».
  • Общий негативный фон. Оценивается скорее не объект, а вред, причиненный им.
  • Пик сообщений приходится на период от 12 до 36 часов с момента появления первого сообщения, то есть быстрый рост и спад инфоповода, который не поддерживают искусственно.
  • Лидеры мнений «вступают» в обсуждение не сразу, до них инфоповод доходит позже.

Признаки заказной кампании

  • Практически одновременно появляются схожие, подчеркнуто негативные, часто развернутые публикации.
  • Одновременный выход публикаций на специализированных ресурсах, у топ-блогеров и в Telegram-каналах.
  • Высокая плотность публикаций.
  • Публикации распространяются ботами, всплеск спам-сообщений.
  • Появление нетипичного контента — видео, картинок, скриншотов.

Кейсы в видео — на 17:40.

Кризис все же случился. Надо ли реагировать?

Для того, чтобы принять это решение, необходимо сначала определить уровень угрозы. Для этого:

  1. Находим первоисточник и определяем что это: заказ или вирус? Соответствует ли негативная информация действительности?
  2. Оцениваем скорость посева/распространения негатива: как быстро растет волна и растет ли вообще. Если не растет, часто имеет смысл не реагировать вообще.
  3. Оцениваем критичность инфоповода для бизнеса. Нанесет ли он серьезный урон, или не нанесет его вообще.
  4. Определяемся, есть ли у нас заготовленный ответ, выработана ли позиция по обсуждаемому вопросу.

Взвесив эти факторы, вы можете принять решение: реагировать на негатив или нет. При этом важно на всех этапах принятия решения вести непрерывный мониторинг соцмедиа и СМИ и следить за ситуацией: меняется ли она и в какую сторону.

Даже если "ничего не происходит...

... все равно нужен непрерывный мониторинг! Только так вы не упустите зарождающийся репутационный кризис.

На что смотреть:

1. Поисковая выдача

2. Подсказки в строке поисковиков

3. Статусы статей «Википедии» о компании, ее первых лицах

4. Создание петиций на сайтах типа change.org

5. Появление площадок, работающих от вашего имени

6. Алерты — мгновенные оповещения из систем мониторинга. Если вы проверяете мониторинг раз в день или в неделю, вы можете пропустить то единственное сообщение, с которого начнется ваш репутационный кризис.

Подробности и кейсы в докладе Светланы Подгорной «Работа с репутацией: ловим угрозы в реалтайме со всех возможных направлений» в рамках вебинара Brand Analytics:

Читайте также:

Топ-20 блогеров для продвижения в Instagram: апрельский рейтинг Brand Analytics

Исследование: как компании e-commerce общаются с потребителями во время самоизоляции

Топ-20 блогеров «ВКонтакте» в марте 2020

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.