Главное Свежее Вакансии   Проекты
😼
Выбор
редакции
751 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Волк, овца и капуста для стартапа: как привлечь деньги на идею и не выпустить их в трубу

Гендиректор «Like Центра» Василий Алексеев поделился советами для привлечения первых инвестиций в стартап.

Василий Алексеев, гендиректор «Like Центра»

Привлечение инвестиций для начинающего предпринимателя похоже на сборку пазла. С одной стороны у вас есть команда и компетенции, а с другой — инвестор и заемные средства. Трудно найти баланс между рабочим процессом и поиском инвестиций для своего бизнеса. Как же решить эту задачу, переправив на другую сторону инвестиции, стартап и инвестора?

Распространенная ошибка начинающих предпринимателей — искать деньги, при этом не имея четкого плана для их использования. Такие деньги часто быстро сгорают, не давая желаемого эффекта. Поэтому инвесторы смотрят с опасением на подобные проекты. Именно поэтому у продукта уже должен быть минимально жизнеспособный продукт (MVP) и какие-то первые результаты.

Для привлечения любых инвестиций есть классическое правило 4F (family, friends, foundation, fools). Помочь с деньгами могут семья, друзья, фонды и дураки. Под «дураками» в этом правиле понимаются авантюристы, которые готовы рисковать, чтобы быстро заработать на инвестициях. Сюда относятся, например, бизнес-ангелы, которые готовы вложиться в рискованный проект.

Считается, что привлекать первые инвестиции у друзей или родственников зазорно. Это не всегда так. Если проект жизнеспособен, протестирован и налажен, то первые деньги вполне можно привлечь у семьи и друзей, которые поверили в проект. Например, Джейсон Коулз, основатель и генеральный директор маркетплейса Katika, в своих заметках отмечал, что был настолько загружен работой, что мысль привлечь инвестиции у своей семьи не приходила ему в голову. Его родные в свою очередь были удивлены тем, что он не обратился к ним.

В случае с семьей и друзьями речь идет о небольших инвестициях, которые помогут «допилить» свою идею до стадии, когда ее можно будет представить профессиональным инвесторам.

Нет смысла в первый раз привлекать сразу большие суммы инвестиций, есть вероятность, что из-за неопытности начинающий предприниматель их использует неэффективно. Для начала вполне достаточно суммы в 100-400 тыс. рублей. Эту сумму человек может найти в своей телефонной книге и социальных сетях за пару дней. На эти деньги не открыть свое кафе, но этого вполне достаточно, чтобы протестировать гипотезы, запустить рекламную кампанию. В «Like Центре» студентам советуют запускать бизнес через минимально жизнеспособный продукт (MVP). То есть, сначала делать небольшие шаги: научиться продавать, узнать, есть ли спрос на товар. А уже затем совершенствовать свой продукт. К сожалению, часто начинающие предприниматели делают наоборот — снимают большой офис, закупают компьютеры, мебель и сидят без продаж.

Чтобы выяснить, откуда предприниматели привлекают первые инвестиции, «Like Центр» провел опрос среди своих студентов. В нем приняло участие более тысячи предпринимателей, большинство из которых являются представителями из сферы малого и микробизнеса. По результатам опроса, более 50% студентов в Like Центре привлекли первые инвестиции у своего ближайшего окружения — семьи и друзей. Около 30% взяли деньги в своем дальнем окружении — у тех людей, с которыми они когда-либо коммуницировали, тех самых авантюристов, готовых рискнуть своими деньгами. Остальные заявили, что либо открывали свой бизнес на свои средства, либо привлекали инвестиции из других источников.

Жизнь после первых инвестиций


После привлечения первых средств можно вновь вернуться к модели 4F, но уже чтобы привлечь большие средства. Теперь цель не семья и друзья, а более профессиональные инвесторы, которые могут дать ресурсы для дальнейшего роста. Для начала их необходимо найти. Можно связываться с инвесторами лично или принять участие в мероприятиях, где они собираются. Один из вариантов — написать им в социальных сетях, чтобы посоветоваться, узнать их мнение или предложить выступить наставником.

Не стоит писать медийным инвесторам — их личные сообщения и так забиты до предела различными запросами. Стоит искать менее известных, они ответят с большей вероятностью. Пускай не первый, пусть каждый десятый. Но у него вы сможете получить качественную обратную связь по вашему проекту.

Мы не рекомендуем в первом же сообщении предлагать инвесторам вложиться в проект. Первым касанием может стать обсуждение привлекательности проекта для рынка. Для качественной обратной связи у вас должен быть готовый финансовый план и небольшая презентация.

В России предприниматели до сих пор настороженно относятся к инвесторам, опасаясь их. При этом, как показывает исследование, основной проблемой для половины предпринимателей остается нехватка денег. Возможно, причина в том, что инвестор все еще рассматривается как человек, который дает деньги, а не помощник в развитии бизнеса. Между тем, инвестиции — стандартный инструмент для развития бизнеса. Не стоит бояться их использовать.

Читайте также:

Как автоматизировать работу с оттоком и заработать на потерянных клиентах

Маржинальность и стоимость переключения у продуктов: четыре понятных и простых варианта

«Хочу стать миллионером»: почему не стоит делать бизнес ради денег

Конструктор стартапов: как четыре энтузиаста автоматизируют работу над продуктом

5 стадий проекта и простые правила хорошего питча

Как определить стадию роста своего стартапа: урок от инвестора

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Первые Новые Популярные
Комментариев еще не оставлено
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.