Главное Свежее Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
854 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Технопарк: что это кроме надписи на табличке

Основательница проекта «ЕКТА Менеджмент» Екатерина Наумова провела небольшое исследование и выяснила, чем руководствуется бизнес при выборе технопарка. Кто-то открыто говорил: хотим, чтобы производство размещалось в здании с табличкой «Технопарк».

Екатерина Наумова

История развития технопарков в нашей стране началась в 90-е годы ХХ века. Первый на территории России технопарк — «Томский научно-технологический парк» — появился в 1990 году. Управляющая компания технопарка тогда просто предоставляла компаниям-арендаторам площади на охраняемой территории. Первые документы по регулированию деятельности технопарков на государственном уровне в РФ были подписаны в 2006 году. Были приняты «Программа развития технопарков в сфере высоких технологий» и «Стратегия инновационного развития РФ».

По состоянию на 2018 год в стране насчитывалось 157 технопарков. В 2018 году для своей диссертации я провела опрос, в котором приняли участие 26 резидентов восьми технопарков Москвы: «Строгино», «Нагатино», «Мосгормаш», «Сапфир», МГУ, «Москва», «Слава», «Физтехпарк». Я целенаправленно не включаю в свои исследования технопарк «Сколково», который кардинально отличается от основной массы технопарков и находится безусловно на особом счету, и рассматриваться конечно должен отдельно. Часть из технопарков, которые я включила в исследование, лидировали в Национальном рейтинге технопарков России по субиндексу экономической деятельности за 2016-2017 гг. Среди опрошенных компаний 27% занимались приборостроением; 23% — медицинскими товарами и техникой; 19% — микроэлектроникой; 5% — биохимией; 12% — программированием.

Мой опрос показал, что за почти два десятилетия развития технопарков в России ситуация принципиально мало в чем изменилась. Подписывая договор с технопарком, будущий резидент по-прежнему чаще всего может рассчитывать на площади лишь с элементарным набором инженерных коммуникаций, парковки, складские помещения. На территории некоторых технопарков также функционируют столовые, ассортимент и цены в которых оставляют желать лучшего. В отдельных технопарках резиденты могут получить некоторые профессиональные услуги и консультации.

Чем руководствуются компании при выборе технопарка


Помимо условной надписи «технопарк» руководители компаний, конечно, рассматривают площадки с точки зрения пользы для бизнеса. Вот шесть основных параметров, на которые ориентируется бизнес в Москве и Московской области.

1. Стоимость аренды и месторасположение


Этими двумя параметрами, как выяснилось, руководствовались большинство компаний-арендаторов при выборе технопарка. Практически все технопарки, которые оказались в поле нашего внимания, предоставляют помещения в аренду по средней или низкой цене и имеют удобное расположение.

2. Сервис, инфраструктура


Эти преимущества выделили резиденты технопарков «Строгино», «Слава», «Нагатино».

3. Наличие торговых помещений, складов


Наличие складских помещений, предоставляемых в аренду по низкой цене, явилось первостепенным преимуществом для резидентов технопарка «Москва». Тогда как отсутствие торговых и складских помещений — аргумент в пользу выбора технопарка для резидентов «Славы» и "Физтехпарка"в, деятельность которых связана с научно-производственной и IT-сферой.

4. Гарантия долгосрочного пребывания


Гарантия долгосрочной аренды наиболее важна для компаний, деятельность которых лицензируется и связана с конкретным адресом. Из этих соображений резиденты выбирали, например, технопарк «Слава».

5. Коммуникации с другими резидентами


Хотя многие резиденты испытывают острую потребность в коммуникациях с партнерскими компаниями, только компании-арендаторы «Славы» упомянули о наличии договоров между резидентами технопарка по обмену работ, товаров и услуг.

6. Связи с НИИ


Этот мотив упомянули только резиденты технопарка МГУ, деятельность которого долгие годы была связана с университетом. Хотя, по-хорошему, научно-исследовательская деятельность должна быть базовой возможностью для любого технопарка, нацеленного на развитие инновационных компаний. В конце концов, НИОКР у них стоит до 20% оборота — и это не предел.

Чего компаниям в технопарках не хватает


Насколько данная ситуация удовлетворяет представителей современного бизнеса в России — вывод сделать, на мой взгляд, просто. Приведу в пример берлинский технопарк «Адлерсхоф». Помимо аренды помещений, предоставления инфраструктуры для бизнеса и набора профессиональных услуг, его управляющая компания осуществляет следующие виды деятельности:

  • Подбор программ финансовой поддержки;
  • Сопровождение процесса получения поддержки;
  • Поиск деловых партнеров внутри и вне технопарка, налаживание контактов;
  • Организация площадок для контактов резидентов и обмена информацией;
  • Бытовые услуги, помощь в аренде жилья.

Благодаря этому 43 сотрудника компании обеспечивают совокупную выручку более 70 млн евро (данные из официального отчета за 2017 год).

В российских же реалиях многие из данных позиций являются уязвимыми местами предпринимательской деятельности, и никто не готов с этими вопросами резидентам технопарков помогать.Что касается субсидий, грантов и госзакупок, лишь двое из всех опрошенных нами резидентов пользуются государственными механизмами МСП. Остальные либо недостаточно информированы о программах поддержки, либо опасаются бумажной волокиты, проверок и сложной отчетности.

Не менее серьезной проблемой является отсутствие налаженной коммуникации между резидентами технопарков. При том, что именно этот фактор лежит в основе появления стартапов, бизнес-проектов и трансфера инновационных технологий. Лишь 35% опрошенных резидентов технопарков кооперируются для проведения совместных проектов.

При этом у большинства компаний-арендаторов технопарков существует насущная потребность в среде общения и взаимодействия с партнерами. Также остается неудовлетворенной потребность в организации интеллектуального процесса — конференций, встреч представителей науки и бизнеса. А ведь именно он является основой для рождения инноваций!

Многие из опрошенных резидентов надеялись на поддержку технопарка в обеспечении данных коммуникаций. Однако на сегодняшний день управляющие компании не справляются с этой задачей.

Вот некоторые услуги технопарков, на которые хотят рассчитывать резиденты:

  • Помощь в получении субсидий, грантов и налоговых льгот — отметили 23% опрошенных;
  • Маркетинг и продвижение (реклама, организация выставок, стендов) — 19%;
  • Помощь с оформлением кредитов — 15%;
  • Информационная, патентная и юридическая поддержка — 12%.

Как видим, потенциал развития отрасли технопарков в РФ огромен. И стратегической целью развития является создание на их базе инновационных центров. Поэтому сегодня перед управляющими компаниями стоит целый ряд задач, среди которых привлечение государственных и частных источников финансирования бизнеса резидентов, обеспечение государственной поддержки, вовлечение и трудоустройство талантливой молодежи технических вузов, создание коммуникационной среды.

Технопарк будущего — это не рабочие помещения, торговые залы и склады. Это инициатор и катализатор инновационной и экономической активности страны. Увы, сегодня мы находимся только на старте этого развития.

Читайте также:

Как я сделал приложение для себя, и оно понравилось 20000 пользователей

Как небольшая компания из России помогает армии США, Google и UEFA моделировать реальный мир

Как парень из Москвы построил в Калифорнии миллиардный бизнес на облачных технологиях

+1
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.