Главное Свежее Вакансии   Проекты
Комментируемое:

Список ссылок временно недоступен
😼
Выбор
редакции
954 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как найти свой путь наверх? 5 сценариев поиска ментора

Для роста в карьере и бизнесе надо развивать вертикальные связи с теми, кто стоит на более высокой ступени социальной пирамиды. О том, как это сделать, рассказывает ведущий исследователь менторских практик в СНГ Александр Кравцов.

Летом в издательстве «МИФ» вышла новая книга Александра Кравцова «Найди ментора». Из этой книги вы узнаете, как на самом деле устроены механизмы социальных лифтов, благодаря которым люди становятся миллиардерами, возглавляют правления крупнейших компаний мира или правительства целых стран. Spark публикует главу, в которой автор делится пятью сценариями поиска ментора.


На вопрос «где найти ментора» Google выдает более 300 тыс. ссылок с различными рекомендациями. Существуют десятки ресурсов, которые обещают помочь вам найти подходящего ментора. Нельзя сказать, что они совершенно бесполезны.

Но ни один сервис не сможет решить задачу, для которой, собственно, и нужен ментор, — построить вертикальную связь. Никто не сделает этого за вас.

Существует 5 основных сценариев, при помощи которых можно решить эту задачу. Успех может принести любой из них. Но реализация каждого последующего требует все больших усилий, при этом шансов на успех с каждым разом становится все меньше. Поэтому переходите к следующему сценарию, только если уверены, что полностью исчерпали возможности предыдущего.

Сценарий 1. Обратитесь к ментору


Чем выше поднимается человек в социальной пирамиде, тем более прочные барьеры выстраивает, чтобы отделиться от нижних уровней. Но и сам сталкивается с возрастающими трудностями при подъеме. Но движение вверх состоит именно в том, чтобы пробивать эти барьеры, строить вертикальные связи. Чем больше таких связей, тем быстрее происходит подъем.

Вертикальные связи — это тросы, на которых перемещается социальный лифт. Самостоятельно пробить этот барьер снизу трудно, особенно если действовать напролом. Но барьер легко пробивается в направлении сверху вниз — достаточно только захотеть. Вопрос лишь в том, чтобы это желание вызвать. Поэтому лучше всего искать ментора, когда у вас уже есть ментор.

Ментор по определению находится на более высоком уровне пирамиды, и как минимум одна вертикальная связь у вас уже есть. Само ее наличие существенно облегчает вам самостоятельное построение новых связей: статус и репутация ментора помогут вам, даже если он не выступает в качестве активного «донора» нового контакта.

Но лучше всего, если ментор принимает активное и деятельное участие в поиске для вас нужного человека. В этом случае решается сразу несколько задач.

1. С высоты своего опыта он видит, кто нужен именно вам, чтобы двигаться дальше.

2. Его стратегический нетворк значительно шире и качественнее вашего. Следовательно, поиск подходящих кандидатур происходит намного быстрее и легче.

3. Ментор выступает своего рода «спонсором» вашей связи, вкладывая в нее свое влияние и репутацию. В результате связь устанавливается быстрее и становится прочнее.

4. Если следующего (или дополнительного) ментора вам подбирает нынешний, очевидно, он постарается избежать конфликта интересов. А это позволит вам сохранить продуктивные и рабочие отношения или безболезненно расстаться, если они исчерпали себя.

У описанной тактики есть своего рода ограничение. Контакты, которые вы можете получить от своего ментора, как правило, представляют уровень ментора или еще более низкий. Соответственно, задача, для которой данная тактика наиболее эффективна, — это формирование пула менторов, «персонального совета директоров».

Для того, чтобы этот способ сработал, у вас должен быть хотя бы один ментор. Проблема в том, что у большинства людей их нет вообще. Тем не менее я считаю необходимым сказать о менторе — чтобы вы знали, что делать, когда он у вас появится. Кроме того, не исключено, что ментор у вас все-таки есть, но вы пока этого не осознаёте.

Проанализируйте свое окружение: возможно, в нем есть люди, в отношении которых верны отмеченные выше критерии — превосходство и близость. Вам нужен тот, кто обладает существенно более высоким статусом: находится на более высокой ступени карьерной лестницы или на более высоком уровне мастерства в целевой сфере деятельности, имеет авторитет и влияние в социальной группе или сообществе, в которое вы стремитесь попасть, и т. д. При этом между вами есть доверие: вы оба готовы вкладываться в поддержание этой связи, не ожидая немедленного и эквивалентного возмещения. Поздравляю вас, если в вашем окружении найдется хотя бы один такой человек. Вы в шаге от победы.

Сценарий 2. Создайте близость


Найти в вашем списке контактов тех, кто удовлетворяет хотя бы первому критерию ментора — превосходству, не так уж и трудно. Подлинную трудность составляет второй критерий — близость. Чтобы найти ментора, необходимо поработать над ее созданием.

Допустим, в вашем окружении есть люди, чей статус существенно превосходит ваш. У вас пока нет с ними близких, доверительных отношений, но вы регулярно контактируете. Иными словами, у вас есть связь, но нет близости. Прежде всего составьте список таких людей. Затем ответьте на важный вопрос: с кем из них вам хочется сблизиться? Не «нужно». Не «целесообразно». Не «полезно». Именно «хочется». Близость базируется на эмоциональной связи, на «химии», а не на прагматических соображениях. Чтобы возникла «химия», нужно желание хотя бы с одной стороны. Тогда есть шанс, что оно возникнет и у другой.

Если вы хотите с кем-то сблизиться, у вас есть только один путь — отдавать. Иными словами, «авансировать» ваши отношения.

—Поддерживайте социальный контакт при любой возможности, но не будьте назойливы.

—Проявляйте искренний интерес к человеку, но не будьте фамильярны.

—Демонстрируйте уважение, но сохраняйте достоинство.

—Оказывайте знаки внимания, но не переходите грань дозволенного.

—Поддерживайте этого человека и помогайте в его делах, если это возможно и уместно.

Демонстрируйте расположение и симпатию, но не нуждаемость. Нуждаемость — это демонстрация потребности, которая воспринимается как приглашение к сделке. Его можно принять или отвергнуть без каких-либо последствий. Это не создает взаимных обязательств.

Демонстрация симпатии, напротив, создает моральную потребность ответить тем же. И если есть предпосылки к ответной симпатии, рано или поздно она возникает. Именно этот механизм лежит в основе формирования любых личных связей, которые базируются на близости: дружбы, любви и менторства. Но помните, что этого недостаточно.

Ваша задача — не только вызвать ответную симпатию, но и продемонстрировать, что вы подходите на роль протеже. Проще говоря, покажите, что этот человек уже является вашим ментором.

Сценарий 3. Установите контакт


Но что делать, если в вашем окружении нет людей, которые подходят на роль ментора? Или есть, но сблизиться с ними не получилось?

Ваша стратегия в этом случае будет состоять из трех последовательных ходов.

Первый ход — проанализировать «дальний круг» вашего нетворка и выявить людей, которые обладают превосходством и могут быть интересны как потенциальные менторы, но с ними у вас нет регулярных контактов. Если такие люди определены, переходите ко второму ходу — созданию формата регулярного общения. Проще всего организовать формальный контекст — деловой или профессиональный.

Но с точки зрения вашей конечной цели — достижения близости — формальные отношения недостаточно эффективны. Этика формальных отношений предусматривает сохранение дистанции, что противоречит идее близости. Более серьезный недостаток заключается в том, что, оставаясь в рамках предписанных социальных ролей, сложно узнать человека как личность.

Именно поэтому наилучшая тактика — сразу строить неформальные отношения. В этом случае вы основываетесь на общих интересах и увлечениях, что не только минимизирует риск перехода ваших отношений в формат «сделки», но и позволяет быстрее получить максимально полное представление о личности вашего партнера.

Если вам удалось наладить регулярное общение, делайте третий ход — переходите к достижению близости.

Сценарий 4. Чужой ментор


Стартовые позиции, которые мы рассматривали выше, исходили из допущения, что в вашем окружении есть люди, которые обладают первым критерием ментора — стратегическим превосходством. Другое дело, что их наличие еще не гарантирует результата. Сколько бы ни было потенциальных кандидатов, всегда есть вероятность, что ни один из них не подойдет вам в качестве ментора. Или подойдет, но не понравится. Или понравится, но результат ваших попыток сблизиться окажется отрицательным.

Данная стартовая позиция является, пожалуй, самой сложной. Но и она далеко не безнадежна.

Четвертый сценарий опирается на тех, с кем у вас есть близость, но у кого нет превосходства над вами. Если в вашем окружении нет людей, обладающих стратегическим превосходством, или ни один из них не может быть вашим ментором, остается обратиться к тем, кто находится с вами на одном уровне и демонстрирует высокие темпы роста. Разумеется, сами они не могут быть вашими менторами. Но не исключено, что менторы есть у них. Ваша задача — сделать так, чтобы их менторы стали и вашими.

Сложность в том, что придется проанализировать гораздо большее количество людей, чем в вышеописанных сценариях. Предметом анализа в данном случае являются не сами люди, а их социальные связи и взаимоотношения — это требует очень хорошей осведомленности об их жизни.

Стоит помнить также, что ментор — большая редкость, поэтому шансы встретить его в любом случае невелики. Даже если вы определите подходящих кандидатов, вам придется решить две задачи — выстроить контекст регулярного общения и произвести сближение. Правда, последний шаг будет сделать проще — поможет наличие общих знакомых, с которыми у вас обоих есть неформальные дружеские отношения.

Сценарий 5. «Мне повезет!»


Увы, но может случиться так, что ни одна из описанных выше стратегий не принесет результата. В этом случае «коротких» путей к ментору у вас больше нет. Придется пойти «длинным путем».

Для начала необходимо провести, как говорят маркетологи, «холодный поиск» потенциальных менторов среди людей, которые пока находятся вне вашей жизни и вне вашего круга общения. Это самая легкая часть задачи. Если вы не новичок в своем деле, вам наверняка известны имена лидеров — наиболее успешных, авторитетных и влиятельных персон в вашей нынешней или целевой сфере. Свяжитесь с ними — в мире Facebook и LinkedIn это решается в несколько кликов.

Сложность в том, чтобы получить ответ. Согласно статистике маркетологов, конверсия «холодных звонков» не превышает 3%. И это средние цифры, полученные на обывателях, — простых людях, не обладающих ни большим влиянием, ни богатством, ни широкой известностью. К людям, у которых все это есть, обращаются с предложениями намного чаще. Но у них очевидно меньше свободного времени, чтобы выслушивать подобные предложения.

Тем не менее такой подход вполне может сработать, особенно если вы находитесь в начале пути, у вас много свободного времени и вам почти нечего терять. К этой тактике чаще всего прибегают стартаперы, осаждая бизнес-ангелов, инвесторов и IT-предпринимателей. Только имейте в виду: обращаясь к тем, кто находится на пике успеха, известности и славы, вы вступаете в невидимую, но ожесточенную борьбу с десятками, если не сотнями таких же страждущих. Каждый претендент стремится получить знания и приемы, которые обеспечат его конкурентными преимуществами. Делая то же самое, что и все остальные, вы отдаете успех на откуп статистике.

Вместо этого попробуйте обратиться к тем, кто уже не находится в зените славы. Оптимальный вариант — если человек отошел от дел от 2 до 4 лет назад. Такие люди уже пробыли в тени достаточно долго, и основной поток просителей, обращающихся с тактическими, краткосрочными задачами, скорее всего, уже схлынул. Но они не растеряли связи и не утратили влияния, поэтому способны помочь вам с решением стратегических задач.

Получив возможность взглянуть на свой жизненный путь с некоторого расстояния, эти люди часто заново переосмысливают свой опыт и делают выводы. У них появляется потребность сохранить свое наследие — передать полученные знания и опыт дальше. Поэтому они отзовутся на ваше обращение гораздо охотнее и окажутся даже более эффективными менторами.

Этот путь менее сложный и трудоемкий, но длинный. Потребуется несколько лет, чтобы пройти его до конца. За это время многое может измениться — в вашей жизни, в сфере ваших интересов и в возможностях потенциального ментора. Именно поэтому данную стратегию следует использовать в последнюю очередь — когда предыдущие неприменимы или не дали результатов.

Читайте также:

Два навыка, без которых продакт-менеджер упрется в потолок

Пять историй от бывшего технического директора Avito

Как небольшая компания из России помогает армии США, Google и UEFA моделировать реальный мир

Как парень из Москвы построил в Калифорнии миллиардный бизнес на облачных технологиях

Женщина, которая сделала TikTok: что известно о «продуктовом гуру» ByteDance

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Первые Новые Популярные
Комментариев еще не оставлено
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.