Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
Выбор
редакции
1 489 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Что Uber прячет в своей в отчетности

Автор Telegram-канала Groks Илья Пестов проанализировал последнюю отчетность Uber и пришел к выводу, что компания либо сильно преувеличивает успехи такси, либо прячет масштаб катастрофы по другим направлениям.

Короче, у Убера в 2019 году чистый убыток составил $8.5 миллиардов, при выручке в 14 ярдов! Доходы увеличились на 26% YoY, однако их рост замедляется как в процентном соотношении, так и в абсолютных числах.

Теперь подробнее. Скорректированная (sic!) EBITDA всего Убера в минусе на $2.7 ярда, а сугубо по поездкам она положительная и равна $2 миллиардам. Неужели сегменты Eats с Freight, ATG и прочим тянут эту самую ЕБИТДУ вниз на 4.7 миллиарда? — Нет, всё гораздо изощрённее.

Смотрим: Adjusted EBITDA по всем направлениям, кроме такси в минусе на $713 миллионов за Q4 (годовую табличку они уже здесь не дают). А этот же показатель по поездкам имеет положительное значение и равен $742 млн. То есть по их ЕБИТДЕ должен быть плюс в $29 млн, однако его нет, поскольку из этого плюса ещё вычитаются G&A и R&D расходы.

Внизу таблицы видно, что общая Adjusted EBITDA равна $(615) млн. Вывод: у них существует один и тот и же термин для двух разных по своей структуре показателей. Для чего? Я думаю для того, чтобы сказать, мол «мы знаем, что делаем, ведь по поездкам мы уже давно в плюсе».

Научились зарабатывать на такси? Ну да, подумаешь — вычли G&A и R&D. На минуточку, G&A составляют около 20% от выручки. Доходы по поездкам у Убера — $3 млрд. Значит 20% — это $600 млн. 713 — 600 = $113 млн. Вычитаем налоги, амортизационные расходы, выплаты по кредитам и прочие компенсации. До сих пор верите в плюс? Вспомните тогда ещё R&D.

Про еду. Кажется, что их Adjusted EBITDA — это чуть ли не выручка за минусом COGS. И у Uber.Eats даже она в Q4 умудряется быть в минусе на $466 млн, в Q3 — в минусе на $316 млн. Это (66)% и (67)% YoY. Расходы по еде увеличиваются линейно и даже не думают уменьшаться. Направления Freight, ATG и Other bets также стабильно убыточны.

Без планов на прибыль

В презентации для инвесторов они засветили таблицу, объясняющую происхождение их ЕБИТДЫ, где расписыны все косты. А из отчётности мы знаем эту Adjusted EBITDA и Adjusted Net Revenue по каждому из сегментов. Следовательно, мы можем посчитать косты для этих сегментов. Я посчитал, и как раз не достаёт тех $644 миллионов, которые вычитаются под видом G&A и R&D расходов. Это значит одно из двух: либо они сильно преувеличивают успехи такси, либо уменьшают масштаб катастрофы по другим направлениям.



Из презентации меня позабавил ещё один слайд про планы по достижению профицита к 2021 году. Только профицит у них — это не чистая прибыль, а процентное отношение Adjusted EBITDA к ANR. Напомню, что ANR это выручка за вычетом дополнительных бонусов водителям. И, что логично, эти бонусы также вычитаются из расходов. Всё честно. А сейчас я покажу магию цифр. Выручка по GAAP — $4096 млн, убыток — $971 млн. Скорректированная выручка — $3730 млн, убыток — $615 млн. В первом случае отношение убытка к выручке равно (23.8)%, во втором (16.4)%. Обратите внимание, что реальная прибыльность у них даже в планах не озвучена. Да и фиолетовый столбик c % к ANR в 2021 где-то посередине.


В июле 2019 года Uber уволил 400 из 1200 сотрудников отдела маркетинга и я ожидал хотя бы сокращения костов по SG&A, однако с начала года они только увеличились. Если вычесть stock based compensation ($3.9 млрд), то расходы составляют 127% от выручки в 2018 году и 130% — в 2019. В строке depreciation и amortization значение выросло на 10% YoY, а темпы наращивания выручки замедляются.

Подводя итог, я хочу сказать, что за год ситуация в Uber нисколько не улучшилась, а даже ухудшилась. Правда, у компании на руках есть $10 миллиардов и доли в Яндекс.Такси, Grab и Didi. Времени на чудеса в операционном управлении у Дары, наверное, достаточно. И бы верил, что они произойдут, если бы не наблюдал откровенные ухищрения и манипуляции в отчётности.

Источник

Читайте также:

Как IKEA научилась зарабатывать на российских хрущевках

Как обычные сотрудники Tesla заработали на диком росте акций компании

Как питерские программисты сделали приложение для оценки шаурмы, которое купила «Додо пицца»

Как бывший российский чиновник построил один из самых дорогих стартапов Великобритании

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Не пропустите публикацию!
Spark_news
Новости от Спарка
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.