редакции Выбор
Что ждет акции Tesla?
Даже люди, далекие от фондового рынка, в последние недели слышали про Tesla. Это неудивительно: в начале октября 2019 года акции Tesla шли по цене около $250, а 4 февраля этого года достигли отметки $968,99. За это время капитализация Tesla выросла с $44 млрд. до впечатляющих $172 млрд. Подобные скачки более характерны для низколиквидных акций с небольшой капитализацией. Что произошло и стоит ли бежать покупать акции Tesla сейчас?
Все началось вечером 23 октября 2019 года, когда Tesla отчиталась о прибыли за третий квартал, в то время как аналитики предсказывали убыток. Финансовые показатели всегда были основой «медвежьего» тезиса для Tesla: компания никогда не показывала годовой прибыли. В последние годы ее годовые убытки варьировались от $2 млрд. (2017) до $862 млн в 2019-м.
Начало 2019 года складывалось для Tesla как обычно — компания показала убытки в первом и втором кварталах. Именно поэтому неожиданная прибыль в третьем квартале придала большой импульс акциям компании. За третьим кварталом последовал успех в четвертом, и акции стали напоминать взлетающую ракету. Tesla всегда славилась значительным «медвежьим» интересом, и, вероятно, многие из неудачных ставок на падение акций компании были принудительно закрыты по маржин-коллу, способствуя дальнейшему росту цены акций.
Разобравшись с тем, что произошло с акциями Tesla с технической точки зрения, пора обратить внимание на фундаментальную сторону вопроса. Сейчас капитализация Tesla $135 млрд. (в ближайшее время, эта цифра будет активно меняться каждый день). Для сравнения: Toyota имеет капитализацию $195 млрд., а Volkswagen — $95 млрд. Разница в размерах бизнеса колоссальна: в 2019 году выручка Tesla составила $24,5 млрд. против $254 млрд. у Toyota и $230 млрд. (оценка) у Volkswagen.
Аналитики предсказывают Tesla светлое будущее — прибыль на акцию $8,05 в 2020-м, $14,44 в 2021-м и $24 в 2022-м (надо учитывать, что прогнозы меняются очень часто). Безусловно, такой рост, если он случится, впечатляет, но есть и самый важный фактор — учтены ли перспективы подобного развития событий в текущей цене. Более чем: при цене в $760 акции Tesla торгуются с соотношением P/E (цена/ожидаемую прибыль) 94,4 для 2020-го, 52,6 для 2021-го и 31,66 для 2022-го. Это заоблачные величины: Toyota, ни разу показавшая убытков за последние 10 лет, торгуется с P/E менее 10. А традиционных американских автопроизводителей рынок совсем не жалует: у Ford P/E (для 2020 года) 7,19, а у General Motors всего лишь 5,60.
Очевидно, что рынок не воспринимает Tesla как автопроизводителя, а смотрит на нее как на быстрорастущую технологическую компанию. Если по какой-либо причине романтический флер, окружающий Tesla, развеется, то акции компании ждет суровая просадка — даже при весьма высоком для автопроизводителя P/E 15 Tesla торговалась бы по $360 в 2022 году при условии, что агрессивные прогнозы роста прибыли сбудутся.
Помимо завышенных ожиданий, у Tesla есть еще одна проблема — долги. К концу 2019 года Tesla подошла с собственными оборотными средствами в размере $1,4 млрд., в то время как долгосрочные долговые обязательства составляют $9,4 млрд. Взрывной рост цены акций может помочь облегчить долговую проблему, так как более $4 млрд. долга составляют конвертируемые облигации. Вообще настолько бурный рост акций компании, которая недавно имела проблемы с ликвидностью, это прекрасная возможность для допэмиссии по заоблачным ценам.
Более долгосрочная проблема Tesla — конкуренция. Большинство автопроизводителей наконец-то начали выпускать свои электромобили на рынок (вот здесь удобная база по электромобилям). До сих пор Tesla по большей части наслаждалась одиночеством, но уже в 2020-2021 годах ей придется столкнуться с возрастающим сопротивлением традиционного автопрома, обладающего большим финансовым ресурсом и развитой дилерской сетью.
Помимо собственно продаж автомобилей, Tesla активно поддерживает веру в себя развитием автопилота и регулярными напоминаниями о своем бизнесе в области солнечных панелей — последний конференц-колл с аналитиками не был исключением из этого правила. С солнечными панелями все ясно: Tesla купила SolarCity в 2016 году за $2,6 млрд., и никаких достижений, кроме спасения доли в SolarCity самого Маска, показано не было. Даже сейчас, когда штат Калифорния обязал ставить солнечные панели на все новые дома, Маск затруднился дать сколько-нибудь определенные оценки возможностям этого бизнеса на конференц-колле.
С автопилотом ситуация более сложна для оценки. У Tesla много конкурентов, которые активно вкладываются в эту область, но у компании есть доступ к очень большому объему данных, генерируемом ее автомобилями. Большая часть индустрии использует лидары, в то время как Tesla считает, что можно обойтись и без них. Это решение может оказаться как преимуществом (за счет низкой цены), так и разрушительным недостатком (если окажется, что полная автономность недостижима без лидаров). Рост рынка автопилотов в ближайшие годы тоже вызывает вопросы — можно встретить оценки роста даже в 1,3% в год в период с 2020-го по 2025-й. Логично предположить, что количество людей, готовых платить немалые деньги за функцию автопилота, при которой нужно держать руки около руля и следить за дорогой, весьма ограничено. Время появления действительно автономных машин (а вместе с ними и роботакси) остается загадкой.
Чтобы рост акций Tesla оказался фундаментально оправданным, компания должна сохранить долю рынка при натиске конкурентов, а сам рынок электромобилей должен показать взрывной рост. Пока электромобили демонстрировали хорошую динамику только там, где государство оказывало им значительную поддержку. Количество стран, готовых к таким мерам, ограничено, так что проблемы роста рынка могут скоро встать в полный рост.
Практический вывод: Tesla находится в стадии пузыря. Рынок не обязан следовать фундаментально обоснованным значениям на коротком временном промежутке, так что акции могут продолжить рост. Однако все покупатели на текущих уровнях делают ставку на увеличение спекулятивной активности в акциях, а не на фундаментальный рост бизнеса компании. Любое серьезное препятствие на пути Tesla может снять розовые очки с инвесторов и привести к коррекции акций до $400 за штуку или ниже. Хороший пример того, чем может закончиться параболический рост в активе, поддерживаемом по большей части верой в него, показал биткоин в 2017 году. Его месячный график обязателен к изучению каждому, кто сейчас думает о покупке акций Tesla.
Читайте также:
Как обычные сотрудники Tesla заработали на диком росте акций компании
Как не стать жертвой пузыря: единственная разумная форма инвестирования