В одной из
своих последних работ гуру менеджмента Питер Друкер замечает: в XX веке
менеджмент в совершенстве овладел искусством повышения эффективности
физического труда. Задача менеджмента в XXI веке — научиться управлять
эффективностью управленческого и творческого труда.
Отчасти эту
задачу решает тайм-менеджмент (управление временем, организация времени) . Но
лишь отчасти. Проблема в том, что классические технологии управления личным
временем разрабатывались для свободного применения людьми, уже мотивированными
на повышение личной эффективности. Классические пособия по тайм-менеджменту не
содержат информации о том, как оптимально «встроить» предлагаемые методы в
систему управления фирмой, далеко не все сотрудники которой имеют четкие
жизненные цели и мотивацию на их достижение с помощью инструментов управления
временем.
Конечно,
можно ограничиться проведением тайм-менеджерского тренинга: кто захочет
внедрить ТМ-методы в своей личной работе — тот внедрит. Но разве способность
сотрудника укладываться в сроки, выделять время на приоритетные задачи,
грамотно управлять рабочей нагрузкой — это только его личное дело?Корпоративный тайм-менеджмент
Регламент
или органайзер?
Когда мы
говорим о «встраивании» тайм-менеджмента в систему управления фирмой, мы
неминуемо приходим к вопросу о тех или иных корпоративных стандартах, как бы
они ни назывались — правилами, должностными инструкциями, регламентами, и т.п.
При этом
корпоративный ТМ-стандарт может воплощаться как в формальных регламентах —
например, разрабатываемых в рамках системы менеджмента качества по стандартам
ISO, включаемых в виде «системы персональных сбалансированных показателей для
такой-то должности» в корпоративный Balanced Scorecard, так и в любых
инструментах организации деятельности.
Если
деятельность фирмы достаточно хорошо «электрифицирована», могут быть
чрезвычайно полезны готовые текстовые блоки и формы в соответствующих
программах. Например, в Outlook можно настраивать пользовательские формы
представления задач, включая в них необходимые при постановке задачи поля.
Такая форма, появляясь перед менеджером при постановке задачи для подчиненного,
сама «напомнит», какие значимые параметры задачи необходимо указать. Другой
пример — популярная почтовая программа The Bat, которую во многих организациях
из соображений безопасности предпочитают Outlook’у, позволяет для каждой папки
настроить шаблоны, используемые при ответе, пересылке письма, и т.п.
Структура
ТМ-стандартов
Независимо от того, будет ли стандарт воплощаться в регламентах,
органайзерах, плакатах с призывами — важно обеспечить его системность. Этому
поможет следующая классификация:
Личный (персональный) тайм-менеджмент. Соответствующий раздел стандарта
указывает, с помощью каких методов, инструментов, приемов сотрудник должен
организовывать свою работу. Наиболее тонким вопросом в формулировании таких
стандартов является соблюдение баланса между свободой и принуждением, корпоративное
вмешательство в те и только те аспекты техники личной работы сотрудника,
которые значимы для эффективности фирмы.
Командный тайм-менеджмент. Этот раздел стандарта содержит правила
«тайм-менеджерского» взаимодействия «по горизонтали», между не подчиненными
друг другу сотрудниками. Это наиболее значимая область для корпоративного
стандарта, поскольку именно вопросы взаимоотношения сотрудников, согласования
индивидуальных целей, планов и приоритетов, в условиях неизбежных
функциональных и личностных конфликтов, требуют корпоративного
централизованного регулирования.Командный тайм-менеджмент
Корпоративный тайм-менеджмент . Стандарт в этом разделе регулирует
отношения «по вертикали», причем как от начальника к подчиненному, так и в
обратную сторону. Причем направление «снизу вверх» здесь представляется
наиболее интересным. Для того, чтобы «построить» подчиненных оптимальным
образом, у руководителя есть все необходимые инструменты; а вот предложить
руководителю новые схемы его деятельности, которые могут повысить эффективность
подразделения, подчиненному бывает не так просто.
Невидимые
резервы эффективности
В заключение рассмотрим еще один важный аспект корпоративных стандартов,
напрямую относящийся к организации деятельности сотрудников и их
взаимодействия. Это вопрос о стандартизации языка .
Часто ли вам приходится слышать от коллег на вопрос «к какому сроку» ответ
«как можно скорее»? Дает ли вам такой ответ удобоваримую информацию для того,
чтобы «встроить» задачу коллеги в ваши личные планы?
Приходилось ли вам читать записку о сделанном вам телефонном звонке, и
мучительно пытаться из нее понять, о чем же собственно шла речь? Проваливать
встречу из-за того, что вы имели в виду как само собой разумеющийся один вход,
а контрагент — другой? И наконец, пытаться разобраться в бумагах и планах
сотрудника, которого вам пришлось подменить, либо — со скрипом пытаться ввести
нового сотрудника в курс дел, которыми занимался старый?
Все это — примеры отсутствия у менеджеров даже одной фирмы важнейшей вещи —
общего языка . Ни один специалист, ни один рабочий не будет говорить со
своим коллегой о работе на обыденном, общечеловеческом языке. У них обязательно
есть свой язык, со своим словарем, со своими устойчивыми конструкциями и
оборотами, благодаря которому в профессиональных вопросах они понимают друг
друга однозначно , без всяких разночтений и недоумений. Между тем
менеджмент, которому как отдельной профессии перевалило как минимум за полвека,
еще не имеет однозначного и четкого профессионального языка даже в рамках одной
фирмы. Безусловно, есть много «местных диалектов», более или менее выполняющих
такую роль, но как правило они привязаны к конкретике деятельности, к ее
содержанию, которое может быть индивидуальным для каждого подразделения или
даже отдельного специалиста. А вот вопросы организации деятельности,
которые как раз требуют взаимодействия разных менеджеров и
подразделений, такой общепонятной и однозначно толкуемой лексики, как правило,
не имеет.
Здесь стоит сделать важное уточнение: дела обстоят лучше в той области,
которая связана с корпоративной организацией труда. Например, если в
фирме внедрено проектное управление, менеджеры имеют достаточно ясный общий
язык для организации взаимодействия. Но нас в данный момент интересует именно личная
работа, и вот здесь дело обстоит гораздо хуже, поскольку TMBOK’а, Time
Management Body of Knowledge, еще не существует. Приходится в рамках фирмы
создавать его самостоятельно.