Главное Свежее Вакансии   Проекты
😼
Выбор
редакции
1 682 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как не сделать кашу из финансовой модели в Excel

Ключевые правила оформления финансовой модели в Excel. Отрывок из книги экономиста Дмитрия Жарова.

В издательстве «Альпина Паблишер» вышло второе издание книги «Финансовое моделирование в Excel». Автор — Дмитрий Жаров, экономист с богатым опытом финансового моделирования и структурирования сделок. Книга дает подробную инструкцию того, как при помощи Excel моделировать показатели бизнес-процессов, планировать финансовые результаты и составлять прогнозную финансовую отчетность. Spark публикует отрывок из книги, посвященный ключевым правилам оформления.


Обложка новой книги

В любом деле с самого начала надо определить правила его выполнения. Следование нескольким простым правилам впоследствии сохранит вам массу драгоценного времени.

Очень важное правило — цветовая кодировка содержимого ячеек. В зависимости от того, что находится в ячейке, их содержимое окрашивается следующим образом:

  • Те числа, которые вносятся вручную, отражаются в модели синим цветом.
  • Все вычисляемые значения (то есть за которыми стоят формулы) показываются черным цветом.
  • Те числа, которые содержат прямую ссылку в той же книге, показываются зеленым (иногда прямые ссылки на ту же страницу той же книги показываются розовым; ни я, ни мои коллеги этим вариантом обычно не пользовались и все прямые ссылки красили все тем же зеленым).
  • Те числа, которые ссылаются на внешний источник (другой файл, база данных и т. д.), обозначаются красным цветом. Имейте в виду, что часто красный цвет используется для выделения отрицательных или ошибочных значений (поэтому, увидев красные значения в таблицах, убедитесь, что понимаете, о чем идет речь!).

Уточним еще раз: цветовая кодировка относится к цвету числовых значений, а не к цвету заливки ячеек!

Зачем все это? Ответ простой: глядя на число в ячейке, вы сразу понимаете, содержится ли в ней вводный параметр (а значит, его можно менять) или же здесь происходят вычисления (значит, здесь ничего менять нельзя, не ломая логику, заложенную в модель) и т. д. Даже в тех моделях, которые сделаны самостоятельно, со временем автор забывает какие-то нюансы, а уж если вы работаете с моделью, сделанной кем-то еще, то ваши муки становятся невыносимыми: где тут вход, где выход, куда вводить данные можно, куда — нельзя? Как раз во избежание таких проблем и существует негласная конвенция между финансистами: давайте облегчим жизнь друг другу и себе, сократив время, убитое на разгребание куч цифр. Отметим единственный недостаток цветовой кодировки: ее всякий раз надо делать вручную, однако результат окупает затраченные на него усилия. Да, каждый раз при начале работы с моделью изменение цвета шрифта в ячейках утомляет и даже вызывает недоумение коллег, но зато потом экономит массу времени и сил. Это именно тот случай, когда «лучше день потерять, а потом за пять минут долететь».

Еще несколько слов о заливке ячеек цветом: чем ее меньше, тем лучше. Коротко и ясно. Вообще-то, это дело вкуса. Можно раскрашивать все в разные цвета, искренне считая, что так будет понятнее и нагляднее, но на самом деле это не помогает. «Боевая» радужная раскраска рабочей страницы ничего, кроме ряби в глазах, не вызывает. Цвет следует использовать лишь для логического подчеркивания перехода от одного блока к другому. Или для временного напоминания самому себе, что к какой-то формуле надо вернуться и отредактировать. Профессионалы поступают следующим образом: те ячейки, в которые должны вноситься вводные параметры, выделяются бледно-желтой заливкой.

Границы ячеек: большинству людей комфортнее читать информацию, написанную на листе белой бумаги, а не на странице из школьной тетради в клеточку. Поэтому в большинстве случаев имеет смысл убирать линии и не использовать границы ячеек без действительной в том надобности.

Границами удобно выделять ячейку для ввода параметра, итоговые данные большой таблицы, то есть именно выделять на фоне остального! Словом, это тоже вопрос вкуса. Но, как и в предыдущем случае, чем меньше — тем лучше. Одна из самых безобразных вещей, которые встречаются в оформлении, — использование десятков столбцов, суженных до миллиметра (в таком виде отчет предлагается, например, одной правовой базой). Выглядит этот кошмар приблизительно так:


Рис. 1.2

Невозможно понять, для чего надо использовать так много колонок! Курсор стоит на краю таблицы — обратите внимание, это колонка DC, то есть она по счету 107-я! А ведь можно было ограничиться пятью. Это вовсе не мнимая проблема, а лишь один из многих вариантов безобразия, с которыми приходится встречаться и работать. Основная проблема заключается в том, что с числовыми значениями в такой таблице практически невозможно проводить какие бы то ни было операции, потому как определить адрес необходимой вам ячейки почти невозможно.

Как удобнее всего отражать числовые значения? Если вы считаете не «до копейки», то денежные числа правильнее всего отражать с одним знаком после запятой (реже — с двумя). Даже если у вас в результате расчетов получаются только нули после запятой, то все равно лучше денежные величины показывать таким образом. Без знаков (почти всегда) следует указывать значения относительно количества людей, единиц техники и т. п. Проценты следует обязательно обозначать знаком процентов. Везде, где возможно, имеет смысл ставить разделитель разрядов (тысячи, миллионы и т. д.).

Все это важно не просто для удобства чтения. Дело в том, что многие страны имеют отличную от нашей систему представления чисел. Жители стран бывшего СССР усвоили из курса начальной школы, что десятичные дроби задаются с помощью запятой. А, скажем, американцы отделяют десятичную часть с помощью точки, а запятой разделяют каждые три знака слева от запятой. Выражение «пять тысяч и одна десятая» мы напишем как «5000,1» или как «5 000,1», а американцы как «5,000.1». Поскольку финансистам часто приходится иметь дело и с англо-саксонской системой обозначений, то может возникать путаница. Еще раз: если мы хотим задать величину «пять тысяч», то лучше показать ее с одним знаком после запятой, если даже после запятой заведомо будет ноль. Представьте, что вы встречаете в модели величину без десятых, например те же «пять тысяч», написанные «по-американски», — 5,000. Что это: пять тысяч или просто пять и ноль тысячных? Следуя формату «с одной цифрой после запятой», всегда можно будет понять (или хотя бы догадаться), о чем именно идет речь.

Как и во всех вопросах, касающихся оформления, здесь действует простой принцип: сделай жизнь своего коллеги и свою собственную проще — потрать совсем немного времени, чтобы потом сэкономить его многократно.

Небольшой комментарий, не имеющий непосредственного отношения к моделированию, но часто встречающийся при его обсуждении: понятия «процент», «процентный пункт» и «базисный пункт». Из школьного курса мы помним, что процент — это сотая часть числа. Представьте ситуацию: вы говорите, что маржа (рентабельность) составляет 40% от выручки. Ваш собеседник спрашивает: «Что будет, если маржа вырастет на 10%?» Что именно он хочет узнать? Если маржа вырастет на 10% от нынешнего 40%-ного уровня, то она будет равна 44%. Но он, как выясняется, имел в виду рост с 40 до 50%! Но тогда это будут уже не проценты, а процентные пункты! Базисные пункты — сотые доли процента, рост маржи с 40 до 44% равен росту на 400 базисных пунктов. Не путайте эти три понятия!

Читайте также:

3 крутых Excel отчета для продуктивного планирования продаж для малого бизнеса

За 10 минут я научу вас пользоваться сводными таблицами Excel

Неожиданные возможности Excel: таблица на все случаи жизни

Что такое Excel hell и как с ним бороться

Умные таблицы Excel

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Первые Новые Популярные
Комментариев еще не оставлено
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.