1. Переговоры Уже на этапе переговоров с подрядчиком можно определить, будет
ли контрагент платить вовремя. Поэтому, прежде чем подписывать договор с
компанией, четко обсудите правила оплаты: работаете по 100% оплате или опла те 50%, время в течение которого платежи должны поступать, и
то, как это прописывается в договоре. Это профилактика возникновения
просроченной дебиторской задолженности: предупреждение возможных отговорок
потенциального должника на стадии, когда долга еще нет.
Если подрядчик не прошел проверку и показался вам ненадежным,
вы, оценивая свои риски, вправе отказаться от сотрудничества с ним.
2. Оформление договора и работа по нему Если вы уже провели проверку контрагента и подписали
договор, наступает следующий этап ― реализации договоренностей. Поставщик берет
на себя обязательства по оказанию услуг, а срок оплаты, предусмотренный
договором, еще не наступил.
Убедитесь, что с вами работает грамотный юрист. В этот
период большую роль играет то, насколько профессионально ваша юридическая
служба оформила документы. Грамотно оформленные в начале сотрудничества документы
― гарантия безопасности для вашего бизнеса. В спорной ситуации это ваш
единственный шанс для подтверждения своей правоты и факта выполнения
обязательств: например, подтвердить факт поставки. Вам могут абсолютно легально
не заплатить, а ваш бизнес может потерять от нескольких тысяч до нескольких
миллионов рублей, которые перейдут контрагентам.
Убедитесь, что в компании есть сотрудник, ответственный за
работу с долгами: он следит за тем, чтобы соблюдались обязательства и со
стороны поставщика, и со стороны клиента.
Иногда просрочка платежа возникает из-за того, что поставщик
сам не выполнил в срок обещанную работу. В таком случае клиент задерживает
оплату, потому что считает, что платить еще не за что и уточняет: «Мы оплатим,
как только услуги будут оказаны в полном объеме». Поэтому важно, чтобы
сотрудник, которому поручено контролировать просрочку платежей, был в курсе,
когда услуги действительно оказаны не полностью, а сроки срываются. Часто этим
занимается сам менеджер по продажам: следит за тем, чтобы все было сделано или
отгружено вовремя ― контролирует процесс от начала до конца. К сожалению, в
большинстве случаев без участия ответственного за процесс человека, сбои гарантированы.
3. Напоминание о приближении срока оплаты Такая практика есть далеко не во всех российских компаниях.
Тем временем, она значительно повышает шансы на своевременную оплату.
Дата оплаты наступила, а платеж не поступил? В договоре
может быть формулировка о том, что оплата может производиться в определенный
период, до конкретной даты включительно. Таким образом, выполнение дебитором
обязательств на несколько дней до дедлайна не противоречит договору. Напомните
им о том, что время оплаты приближается.
Клиенты любят откладывать оплату до последнего, а менеджеры
не торопят их: бояться обидеть, не хотят говорить о деньгах, забывают сами. Дедлайн
для оплаты, прописанный в договоре, ― момент, когда предусмотренная договором дебиторская
задолженность превращается в просроченную.
4. Техническая или краткосрочная просрочка В случае с просрочками компания всегда оказывается перед
выбором: любой ценой сохранять хорошие отношения с важным клиентом или возвращать
деньги.
О клиенте можно и нужно продолжать думать хорошо. Возможно,
деньги по ошибке зачислили не на тот счет, или ваша бухгалтерия просмотрела
платеж клиента. Настойчиво требовать оплату с клиента сразу же ― бессмысленно,
ведь мы хотим сохранить его лояльность.
Если ситуация с отсутствием оплаты затягивается, а должник
повторно не выполняет обязательства, не соблюдает новые графики платежей, не
отвечает на письма и звонки, главной задачей становится возврат денег, а не
сохранение отношений с клиентом.
Многое зависит от принятой в компании политики в отношении
должников.
Пример:
Компания поставляет дорогостоящее упаковочное
оборудование. Так как филиал фирмы в России небольшой, сотрудников в офисе мало,
а юридического отдела совсем нет: в сложных ситуациях задачи отдают юристам на аутсорсинг.
С клиентами из-за долгов компания никогда не вела споры: отгружали оборудование
в размере кредитного лимита, а в случае неоплаты ничего не предпринимали ―
ждали следующей заявки, работали по предоплате, а долг продолжал висеть. В
компании пояснили, что позиция директора в таких ситуациях ― не конфликтовать с
крупными клиентами, которые влияют на «портфолио» компании.
Итак, что делать, если платеж не поступил. Что должен делать
сотрудник, за которым закреплены функции контроля? Первое ― строго договориться
о новой дате платежа. Второе ― договориться о дополнительной отсрочке платежа
на максимально выгодных для себя условиях. Соглашаясь на дополнительную
отсрочку, компания оказывается в невыгодном положении, а должник ― наоборот,
оказывается в выигрыше.
5. Длительная отсрочка платежа Чаще всего длительной считается просрочка более 10
банковских дней. Если оплаты не было, не
стесняйтесь надавить на контрагента, а если ситуация не меняется ― обозначить
реальные угрозы и описать возможные варианты развития событий.
В некоторых случая у компании действительно может не быть
денег и взять нужную сумму неоткуда. Если такая ситуация возникла, оптимальный
выход ― рассмотреть вариант реструктуризации долга.
Но чаще всего у должника нет денег «для всех», а это не
значит, что средств нет совсем. Поэтому задача ― убедить контрагента в том, что
вы должны быть в списке компаний, с которыми ему нужно быстро рассчитаться в
первую очередь.
Если должник не заплатил на стадии длительной отсрочки
платежа или реструктуризации долга, смело переходите к реализации угроз, о
возможности применения которых вы говорили. Не растягивайте этот этап во
времени: он должен быть четко определен. Например, два месяца с момента
просрочки оплаты. Если строго не обозначить сроки, должник может продолжить «кормить
вас завтраками» и откладывать оплату.
Создайте внутренний регламент по работе с должниками: он может
отличаться в зависимости от специфики работы конкретной компании и ее
бизнес-процессов. Также убедитесь, что в компании выстроена эффективная система
проверки контрагентов и работает профилактика возникновения просроченной
задолженности. Предотвратить возникновение долга гораздо проще, чем взыскивать
его.
Читайте также:
Почему хорошо работают только 20% сотрудников
Как построить эффективную бизнес-модель
Три кита коммуникации
5 правил построения удаленной команды: опыт сооснователя «Нетологии»