Герой отечественного кинофильма произносит ставшую крылатой фразу про очерёдность стульев и денег. Жизнь демонстрирует схожий подход: сначала саженец, затем дерево. Мода же начальников на требование отчетности сродни карго-культу: время тратится, ячейки Excel расходуются, но благополучие упорно не желает расти.
Бюджет больших компаний позволяет покупать дорогостоящие программы и закрывать вопрос основательно. Другие игроки действуют ловкостью, а не мускулами. Вместе с учениками «Школы траблшутеров» Максимом Мухтаровым и Ильёй Куклиным расскажем, как на коленке автоматизировали учёт материалов и продукции.
Шаг первый . Сформулировали принципы:
Преемственность: за основу взяли используемую, привычную таблицу. Наглядность: разделение цветом и типами линий облегчает работу с цифрами. Доступная логика: заполняются белые ячейки, остальные вычисляются автоматически. Минимальная квалификация: оператор сможет переписать данные с бумажного носителя. Низкая стоимость обслуживания: для ведения должно хватать элементарных знаний Excel. Оценка показателей: задействуем «светофор»: зелёное — хорошо, красное — опасное отклонение. Сравнение периодов: годы, кварталы и месяцы по группам обладают исчерпывающей информацией. Второй шаг . Создали схему учёта : из чего состоит и что считает, категории обозначили оранжевым, жёлтым отметили созданные таблицы:
Рис. 0. Схема учёта производственного и административно-хозяйственного отделов (АХО)
Шаг третий . Цементируем основу панели управляющего производством — слева периоды, справа данные:Рис. 1. Показатели готовой продукции
Пролистыванием раскрываем интимные подробности:Рис. 2. Показатели готовой продукции, продолжение
Ориентируем по расходам материалов в местной валюте, демонстрируем незапланированные траты:Рис. 3. Показатели расходных материалов
Сверкой документов в 1С и данных производства в режиме «светофора» подсказываем необходимость реагирования:Рис. 4. Показатели расходных материалов, продолжение
Четвёртый шаг . Ежедневные цифры позволяют наблюдать подробную картину максимальной детализации:Рис. 5. Данные складских запасов
Стройные ряды и колонки отражают проекцию происходящего, подсказывают зоны внимания и возможностей:Рис. 6. Приборная панель управленца для детального разбора
В начале смены заполняем ряд ячеек: вчерашние остатки и количество материалов, полученные от административно-хозяйственного отдела:Рис. 7. Для запуска расчётов начальник смены подсчитывает и вносит цифры
Ориентируемся в сводных показателях в заданных срезах, градацией цвета показываем масштаб подобных величин периода. Определяем нормы и цены, на основании выработки считаем планируемый расход, сравниваем с фактическим, демонстрируем отклонения для ручного вмешательства:Рис. 8. Ежедневные сводные показатели выработки
Оцениваем результаты дня, сравнивая с предыдущими значениями: жёлтым подсвечиваем недовыполнение нормы, красным отмечаем излишнюю старательность, середнячкам оставляем богатство палитры зелёного:Рис. 9. Карта ежедневной выработки
Раз в месяц заглядываем на вкладку импорта данных из 1С:Рис. 10. Вносим совокупный расход по выгрузке из 1С
Шаг пятый . Собираем приборную панель для АХО...Рис. 11. Показатели расходных материалов
...с детализацией по нескольким параметрам:Рис. 12. Показатели расходных материалов, продолжение
Шестой шаг . Еженедельно от сотрудников склада получаем бумажные формы отчётности и заполняем полигоны расходов, по цвету определяем превышение или соблюдение норм:Рис. 13. Еженедельный дашборд руководителя АХО
Шаг седьмой . В форме сравниваем бюджет использования материалов с различной стоимостью и расходом. Принимаем взвешенные решения:Рис. 14. Форма расчёта бюджета, не химия
Разделение на блоки облегчает контроль норм и планирование ресурсов:Рис. 15. Форма расчёта бюджета, химия
Восьмой шаг . В начале периода работники складов переписывают остатки с предыдущих бланков, в течение недели вносят изменения, в конце считают запасы и фиксируют результаты инвентаризации. Excel подгружает нормы расхода из информации на предусмотренной вкладке:Рис. 16. Формы ежедневной фиксации изменений, не химия
Печатаем оба бланка на одном А4: за год 52 листа. Инструктаж по работе с системой занимает 15 минут. Вроде всё неплохо, но почему выбрали бумагу? Стоимость компьютера, 1С, обучения сотрудника с желаемым функционалом окупались бы годы, а мы справились за день:Рис. 17. Бумажная версия учёта, не химия
Шаг девятый . Раз в сутки старшие смен вносят данные по выходу продукции с шокеров, объёмом на паллетах, доле брака, валу переработки, затратам времени на изготовление. Ячейки отражают массу:Рис. 18. Собираем данные о продукции
Каждому виду продукции назначили ассоциативные цвета:Рис. 19. Собираем данные о продукции, продолжение
Ответственные привыкают к «своей» палитре и не путаются:Рис. 20. Собираем данные о продукции, продолжение
Сотрудники иногда просили слегка изменить тон:Рис. 21. Собираем данные о продукции, продолжение
Обсуждение форматирования стало отдельным важным процессом проекта:Рис. 22. Собираем данные о продукции, продолжение
Десятым шагом учитываем остатки. Кнопка «Подгрузить план» за секунды втягивает клиентский заказ. Ежедневное внесение запасов в хранилище и сравнение показывает величину и тип утечек, усушек, утрясок:Рис. 23. Учёт фактической продукции на складе
Считаем расхождения резервов в планах, запасах...Рис. 24. Учёт отклонения продукции на складе, абсолютный
...и в процентах:Рис. 25. Учёт отклонения продукции на складе, относительный
Шаг одиннадцатый . Совместно с бригадирами оттестировали таблицы, зафиксировали список действий и периодичность проверок:Рис. 26. Пособие по работе с файлом учёта, первая страница
Наглядными инструкциями спродюсировали самопроверки:Рис. 27. Инструкция по работе с файлом учёта, вторая страница
Двенадцатый шаг представили отчётом. Проанализировали данные по схеме целевого планирования бизнеса, нашли и устранили причины отклонений:Рис. 28. Анализ результатов и корректирующие действия
Сделали — внедрили, проверили — отладили. Работа идёт, стройные линии колонок и строк сходят как с конвейера. Не заметили, как оцифровали и производственный отдел, поручив машине вычислять пять временных периодов, 125 показателей по расходным материалам, 214 по продукции и 420’328 формул.
Административно-хозяйственному подразделению досталось четыре типа времени, 614 показателей и 17’770 ячеек с формулами, которые буднично облегчают ежедневный труд. Вот так скромными усилиями и каскадирующими цифрами продемонстрировали собственнику как траблшутеры улучшают предприятия.
Читайте также:
Хелп Деск как аналог внутренней службы спасения
Как житель Серпухова создает российский рынок каноэ
Как мы покоряли Tiktok: история и ноу-хау от Bloome
Конструктор стартапов: как четыре энтузиаста автоматизируют работу над продуктом