Зримые
и скрытые структуры Организационные схемы
отражают формальную структуру компании — ее подразделения, отделы, группы и порядок подчинения. Они также упрощают и заслоняют собой обычно весьма запутанный клубок
усилий десятков тысяч
людей, выполняющих работу.
Формальные структуры, показанные на такой
схеме, безусловно влияют на производственный процесс, — но и невидимые структуры тоже нельзя
сбрасывать со счетов.
Разговор, который состоялся у меня с директором по развитию в компании,
разрабатывающей программное обеспечение,
иллюстрирует, как формальные и неформальные
структуры сочетаются, создавая модели. Директор волновался по поводу того, что члены
группы разработчиков не хотят сотрудничать друг с другом и не сдают работу вовремя.
«Каждый сам по себе, — жаловался он.
—
Будь они командой, справились бы». Мы устроили видеосовещание, чтобы обсудить его
наблюдения.
Сначала директор ввел меня в курс дела
и рассказал о своих усилиях сплотить команду. Он потратил большие деньги на то,
чтобы все семь членов группы прилетели в штаб-квартиру на встречу, и пригласил стороннего консультанта,
имеющего немалый опыт тимбилдинга. Консультант
провел группу через серию упражнений с целью выявить слабые звенья и научить членов команды доверять друг
другу. Людям понравилось
такое знакомство; трое из них впервые встретились лицом
к лицу. В упражнениях,
направленных на формирование доверия, члены группы успешно сотрудничали.
Директор, наблюдавший за этой встречей, преисполнился надежды,
что его вложения окупятся, — теперь командная работа пойдет лучше и проект будет давать хорошие
результаты. К сожалению,
через несколько недель все вернулось в свою колею.
Члены группы по-прежнему не ощущали себя
командой, и интересы дела от этого страдали.
Я задала несколько вопросов, чтобы узнать больше об условиях работы группы.
Ее члены жили в трех географических регионах и подчинялись трем
разным менеджерам. Каждый менеджер возглавлял разные функциональные подразделения (разработку, дизайн
взаимодействия с пользователем и тестирование), у каждого были различные цели и представления в соответствии с функциями,
которыми они управляли.
Члены группы получали от своих менеджеров рабочие задания, которые включали задачи по общему проекту и другие поручения,
не связанные с ним. Ребята имели четыре разные специальности и сидели в четырех разных зданиях. Два члена команды в прошлом работали над проектами вместе,
и между ними сформировались крепкие взаимоотношения.
Разработчик пользовательского интерфейса трудился на полставки,
но при этом
был задействован аж в четырех разных
проектах. Все сотрудники,
закрепленные за проектом, еженедельно участвовали
в совещании с проект-менеджером (который
также руководил двумя другими проектами), где обсуждали свой общий проект.
Кроме того, каждый из них еще держал связь со своим функциональным менеджером и еженедельно с ним консультировался.
В промежутках
между совещаниями по поводу общего проекта
большая часть контактов осуществлялась посредством электронной почты; только те двое, что раньше уже пересекались,
общались в устной форме.
По мере того как директор отвечал на
мои вопросы,
я набрасывала схему. Когда вопросы у меня иссякли, а мой
собеседник закончил представлять подробности
работы группы, я взяла свой рисунок и поднесла его к
камере на компьютере. Директор какое-то время смотрел на него молча, а потом протянул: .А-а!. — как человек, который только что понял корень проблемы. Было ясно, что
группа действовала в полном соответствии с организованной им системой (см. рис. 4).
В штатном расписании эта группа сотрудников выглядела как
рабочий коллектив. В действительности
же существовало гораздо больше факторов, разобщающих ее членов, чем таких, которые сосредотачивали бы их внимание
на целях проекта и взаимозависимой работе.
Мои вопросы выявили обстоятельства внешней
среды,
влиявшие на поведение этой группы, — их систему. Особенно меня интересовали связующий элемент, различия и коммуникация (англ. containers,
differences и
exchanges — CDE ) — модель, разработанная Глендой Иоянг, основателем и исполнительным
директором Института системной
динамики человека (Human Systems Dynamics Institute). Модель CDE описывает три условия, которые определяют скорость, направление и путь системы
в процессе самоорганизации.
Связующие элементы собирают группу воедино и способствуют тому, чтобы два или более человека в системе установили взаимоотношения. Различия — значимая разница между членами группы и между группой и другими частями организации. Функция коммуникации описывает обмен информацией и ценностями внутри группы и с другими частями системы (Olson and Eoyang, 2001). В этом примере каждый человек встраивается во множественные
связующие элементы, что является нормой в любой организационной системе. Как можно видеть на моем рисунке, сильным связующим элементом были не команда и не проект,
а взаимоотношения каждого члена группы со своим менеджером. Местонахождение — разные регионы,
здания, офисные этажи и организационные
подразделения — и формальные и неформальные отношения нарушали единство.
Связующий элемент команда/проект был слишком слаб, чтобы поддерживать развитие модели сотрудничества.
Сами по себе различия — это ни хорошо, ни плохо, но они движут моделями взаимодействия. Существенные различия могут привести или к инновации, или к конфликту, а незначительные — к гармонии или групповому мышлению, исключающему личные мнения. В этой группе географические и организационные связующие элементы укрепляли или усугубляли различия в профессиональных
задачах, приоритетах и языке.
Вместо того
чтобы извлекать выгоду из дополнительных
навыков и использовать потенциал для более глубокого понимания проекта, каждый человек отдавал предпочтение своим задачам в ущерб целям проекта (что выглядит резонно в свете штатного расписания и системы отчетности).
Формальная коммуникация по вопросам проекта осуществлялась еженедельно.
Однако во время этих совещаний скоординированной работы не проводилось, информация поступала преимущественно от членов группы к .пунктирному. менеджеру проекта в форме доклада о существующем положении дел. Между этими официальными встречами сотрудники обменивались электронными письмами,
обсуждая конкретные задания. Между ними
не возникло устойчивой связи для рассмотрения требований клиентов и выработки технических решений.
После нашего разговора директор изменил свой подход. Он сосредоточился на создании условий
для поддержки согласованной работы над проектом и надеялся сколотить настоящую команду. Сначала он велел менеджерам более эффективно
координировать проект —
чтобы задания поступали всей команде, а не отдельным сотрудникам
(то есть наладил связующий элемент). Всё проходило через один источник, и три функциональных менеджера согласились передать обязанности, не относящиеся к данному проекту,
своим коллегам. Потом директор дал указание
менеджеру проекта установить более прочное взаимодействие и контакт с клиентами (связующий элемент и коммуникация).
И наконец, он выделил деньги на технические средства, которые дали возможность проводить
протоколируемые совещания онлайн и чаще осуществлять неформальное общение среди
членов группы (коммуникация).
Все вместе эти небольшие изменения, не требующие ощутимых затрат, привили группе командный дух
(связующий элемент) и заинтересованность
в целях проекта (связу
ющий элемент).
Модель CDE — это возможность заглянуть за четкую и стройную оргструктуру
и увидеть беспорядок, который создает модели взаимодействия
в компании. Анализ
такого рода дает возможность инициировать множество мер и экспериментов, весьма отличающихся от типичных рекомендаций (например, разместить всю группу в одном месте или провести мероприятие
по тимбилдингу, как пытался
сделать наш директор). Когда связующий элемент, различия и пути коммуникации определены, подумайте о том, как действовать. Имейте в виду, что изменение связующего изменит различия
и коммуникацию — и наоборот — дважды.
Рисуя схему CDE, чтобы разобраться в моделях, поразмышляйте над следующими вопросами. Ответы
дадут вам стартовую площадку для
разработки экспериментов.
Что создает единство? Каковы ограничения? (Они могут быть физическими, организационными или психологическими.) У вас много людей, имеющих право голоса, или слишком мало? Слишком много решений или слишком мало? Каковы значимые различия между членами группы и между группой и другими подразделениями организации? Каковы задачи группы — узкие, широкие или чрезмерно масштабные? Диапазон мнений слишком широк или, наоборот, слишком узок? Как различия влияют на модели взаимодействия? (Учтите навыки, ценности, статус, язык и социальный слой.) Какая информация (включая цепь обратной связи) есть внутри группы, а какими сведениями можно обмениваться между группами и с другими подразделениями организации? Читайте также:
Как выпускник МФТИ вывел на самоокупаемость систему поиска пропавших домашних животных
Как отказаться от бюджета и почему это поможет сэкономить: инструкция топ-менеджера «ВкусВилла»
Как найти своих клиентов с помощью целевой модели продаж: на примере рекламного агентства
На что Джефф Безос променял PowerPoint